Поделись ссылкой с друзьями |
|
Успенский пост
Успенский
пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня
и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27
августа.
Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы
находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты
расположены в году так, что для каждого времени предписан свой
особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в
Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров
пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для
зимы — зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский)
учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое
преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя,
будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так
особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от
здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез
Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны
поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к
молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост
учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и
Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих
двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого
— умилостивление и ходатайство за нас».
Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий,
чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви
предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый
строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с
варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и
воскресным дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются
виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих
плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть
гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да
приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу
разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам,
средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового
урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие
того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет
и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного
живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время
необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне,
постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует
Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной,
вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от
страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные
наклонности и пороки. Там — оставление пищи скоромной — более
питательной и употребление пищи постной — менее питательной;
здесь — оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в
противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от
брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно
утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе
исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и
уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в
императорской России даже гражданские законы запрещали во время
Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища,
спектакли.
Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение)
честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем,
таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает
просто крестный ход.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение
этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в
августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить
Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в
отвращение болезней. Накануне, износя его из царской
сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь
Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до
Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу,
предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть
предъисхождение Честного Креста».
В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с
воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне
Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися
князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В
«Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский
великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается
такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день
Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения
ради людского, по всем градам и весем».
В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу
Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого
князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и
греческого императора Михаила над сарацинами.
По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается
поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого
поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды
освящается также мед нового сбора (отсюда народное название
праздника — медовый Спас).
Источник:
Православие.ru
14 августа 2013 года
|