|
||
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Святая Православная Церковь молитвенно вспоминает усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29). После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12). Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Источник: Православие.ru Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна
Священное
Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы
святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать
ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней,
закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли
ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где
Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на
Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя
Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские
святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в
числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу
Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести
свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что
после обретения главы в указанном им месте, они решили
возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им
встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный
из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну.
Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили
ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся
ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков
и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы
По прошествии многих лет произошло второе обретение главы
святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита
эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны
(день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном
Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля
452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее
почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в
новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие
празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения
честной главы. Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад
На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о
главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая
история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к
житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя
Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы
святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а
потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно
неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу
Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась
настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна
Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.
История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем
отличается от истории многих других величайших святынь
христианства.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только
простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс.
Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции
Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп
III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для
украшения мощей. Спасение главы во времена революционных бесчинств
После революции 1789 года по всей Франции проходили описи
церковного имущества и изъятия мощей. Глава святого Иоанна в наши дни
Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в
середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского
собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в
Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно
святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух
частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия
из квалифицированных экспертов-медиков. - Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение. - С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
- Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена,
является очень древним объектом – более древним, чем «кости
средних веков». С другой стороны, она представляется менее
древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет
датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
- Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов
могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица –
европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые
размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут
к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу,
называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат
современные бедуины). [1] Святой Иоанн Креститель назван «первым во благодати мучеником» в заключительной молитве обращенного к нему молебного канона.
Священник Максим Массалитин 10 сентября 2013 года |
||
|
||