Поделись ссылкой с друзьями |
|
Святителю Питириме, моли Бога о
нас!
11
февраля Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает
святителей Герасима, Питирима и Иону, епископов Великопермских,
Усть-Вымских чудотворцев. Это также день тезоименитства
Правящего архиерея нашей епархии Преосвященнейшего епископа
Питирима.
Греческая Православная Церковь установила соборное торжество
трем своим великим святителям - Василию Великому, Григорию
Богослову и Иоанну Златоусту (хотя они жили не в одно время и
скончались в разных местах), так 11 февраля (нов.ст.), накануне
праздника Собора Вселенских учителей и святителей, Русская
Церковь вспоминает и прославляет подвиги трех своих
архипастырей: Герасима, Питирима и Ионы, которые преемственно,
один за другим, продолжили апостольские труды великого
просветителя Пермского края святителя Стефана.
Святитель Питирим, епископ Великопермский, был избран и посвящен
на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя
Пермского Герасима († после 1441 г., память 24 января). До того
святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в
Чудовом монастыре. Позже он стал известен как составитель канона
святителю Алексию, Митрополиту Московскому (память 12 февраля),
и собиратель сведений о его житии. Прибыв на кафедру, святитель
Питирим прежде всего занялся установлением дружественных
отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные
грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако
предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и
удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и
убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках
Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445
году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник
клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить
более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать
удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить
святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от
новгородцев. За это время святитель Питирим дважды был в Москве:
в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию
Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что
составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при
поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы (память 31
марта). Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка снова
напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя
жителей. Не только зыряпе, но и вогулы, кочевавшие по притокам
Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали
принимать Крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое
злодеяние. 19 августа 1456 года он убил святителя Питирима,
когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием
рек Ваги и Вычегды. Тело святителя оставалось в течение 40 дней
в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное
известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время,
тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском
кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника,
святителя Герасима. Память преставления его была внесена в устав
уже в 1522 году. А с 1607 года была установлена общая память (29
января) трем Великопермским святителям: Герасиму, Питириму и
Ионе, преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре.
Тропарь Герасиму, Питириму и Ионе, епп. Великопермским,
Устьвымским
Равноапостольному святителю Стефану наследовавшие /
и Православия светом страну Зырянскую озарившие, /
святителие Христовы Герасиме, Питириме и Ионо, /
Престолу Пресвятыя Троицы ныне предстояще, /
молитеся пастве вашей от врагов ненаветованней быти /
и всем православным людем в мире спастися.
Тропарь Питириму, еп. Великопермскому
Православия наставниче, /
благочестия учителю и милости сокровище, /
архиереев украшение, /
людей зырянских наставниче, /
святителю Питириме, /
душу свою за Христа положивый, /
моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех /
любовию чтущих память твою.
11 февраля 2014 года
|