На главную страницу

Поделись ссылкой с друзьями

Святителю Питириме, моли Бога о нас!

11 февраля Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает святителей Герасима, Питирима и Иону, епископов Великопермских, Усть-Вымских чудотворцев. Это также день тезоименитства Правящего архиерея нашей епархии Преосвященнейшего епископа Питирима.

Греческая Православная Церковь установила соборное торжество трем своим великим святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту (хотя они жили не в одно время и скончались в разных местах), так 11 февраля (нов.ст.), накануне праздника Собора Вселенских учителей и святителей, Русская Церковь вспоминает и прославляет подвиги трех своих архипастырей: Герасима, Питирима и Ионы, которые преемственно, один за другим, продолжили апостольские труды великого просветителя Пермского края святителя Стефана.

Святитель Питирим, епископ Великопермский, был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима († после 1441 г., память 24 января). До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре. Позже он стал известен как составитель канона святителю Алексию, Митрополиту Московскому (память 12 февраля), и собиратель сведений о его житии. Прибыв на кафедру, святитель Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев. За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы (память 31 марта). Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей. Не только зыряпе, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать Крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1456 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была установлена общая память (29 января) трем Великопермским святителям: Герасиму, Питириму и Ионе, преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре.

Тропарь Герасиму, Питириму и Ионе, епп. Великопермским, Устьвымским

Равноапостольному святителю Стефану наследовавшие /
и Православия светом страну Зырянскую озарившие, /
святителие Христовы Герасиме, Питириме и Ионо, /
Престолу Пресвятыя Троицы ныне предстояще, /
молитеся пастве вашей от врагов ненаветованней быти /
и всем православным людем в мире спастися.

Тропарь Питириму, еп. Великопермскому

Православия наставниче, /
благочестия учителю и милости сокровище, /
архиереев украшение, /
людей зырянских наставниче, /
святителю Питириме, /
душу свою за Христа положивый, /
моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех /
любовию чтущих память твою.

11 февраля 2014 года

 
На главную страницу