На главную страницу

Поделись ссылкой с друзьями

Продолжается работа над книгой

Издательский отдел Сыктывкарской и Воркутинской епархии продолжает работу над публикацией четвертой части автобиографического труда Преосвященнейшего епископа Питирима «Жизнь во Христе и со Христом». Появившаяся на Официальном сайте епархии информация о скором выходе книги вызвала бурное обсуждение среди поклонников протодиакона Андрея Кураева, публикующих в его интернет-блоге сотни комментариев, посвященных предстоящему событию.

Дорогие блогеры и уважаемые комментаторы, спаси вас всех Христос! Позвольте выразить вам огромную благодарность! Такое внимание к нашему скромному труду с вашей стороны лишний раз убеждает нас в том, что мы находимся на правильном пути, и наш труд не пропадет даром. Ваше повышенное внимание к нашей епархии придает особый смысл всему тому, что мы делаем. Спасибо вам за то, что вы есть!

В благодарность за проявленное внимание мы продолжаем публикацию отрывков из готовящейся к печати книги. Сегодня мы предлагаем вниманию посетителей нашего сайта воспоминания настоятельницы Печорского Скоропослушнического женского монастыря игумении Марии (Балуевой). Матушка с огромной любовью вспоминает о годах, проведенных рядом с иеромонахом Питиримом (Волочковым), будущим Правящим архиереем Сыктывкарской и Воркутинской епархии:

Сейчас мне уже 85 лет. Много прожито. Многое помнится. Многим хотелось бы поделиться. На страницах этой книги мне бы хотелось рассказать о моем знакомстве с иеромонахом, а ныне епископом Питиримом, поскольку этот человек в моей жизни имел и имеет настолько огромное значение, что переоценить его невозможно.

Знакомство мое с ним произошло следующим образом. Шел 1989 год. Я ходила в молитвенный дом в городе Печора, настоятелем которого был отец Питирим. Я тогда еще не была по-настоящему воцерковленной, но храм Божий посещала. На приходе была теплая атмосфера. Мы все общались между собой - и мама отца Питирима, она тогда еще не была монахиней, а была просто матушкой Верой, иногда заходила ко мне и мы пили чай.

И вот однажды она обратилась ко мне с просьбой, поухаживать за заболевшим отцом Питиримом, поскольку ей было необходимо отъехать на Кубань – свою малую родину. Я согласилась, и результатом моего согласия стало то, что четыре года я провела рядом с отцом Питиримом и его другом, помощником и сподвижником – врачом Виталием Алексеевичем Филипповым (ныне архимандритом Филиппом, настоятелем Свято-Казанского храма в Кочпоне).

Общение с отцом Питиримом дало мне очень многое. Он учил меня молиться, со смирением и покорностью воле Божией переносить все превратности судьбы и нападки от людей. Отец Питирим много рассказывал о своем служении в Айкино и своем духовном отце – ныне покойном архимандрите Георгии (Савве), упокой Господи его душу!

Воспоминаний очень многое. Но некоторые из них особенно яркие. Мне очень запомнилось, как мы ухаживали за Анатольюшкой. Это был инвалид, над которым отец Питирим оформил опеку. Жил он в монастыре, ухаживала за ним сестра отца Питирима - Ольга, а на выходные мы привозили Анатольюшку на квартиру отца Питирима.

Оформлением документов по опекунству занималась я, и до сих пор помню ту атмосферу непонимания, с которой пришлось столкнуться. Представители власти не понимали, как такое возможно, и зачем это может быть нужно священнику.

Я помню, как наш дорогой владыка ухаживал за инвалидом, как они с Виталием Алексеевичем с молитвой мыли его в ванной. В те дни, когда Анатольюшка оставался ночевать на квартире отца Питирима, с ним оставалась и я.

Я помогала отцу Питириму по хозяйству, а он окормлял меня духовно. Бывало – я мою кастрюли, а он скажет: «Оставь пока. Пойдем разбирать Евангелие». Евангелие-то я все полностью прочитала, да вот только не поняла ничего. А он разъяснял. Сядем мы с ним – он в кресло, а я на диван, прочитаем один стих и я рассказываю, как его поняла. Многое я понимала неправильно, но батюшка никогда не говорил: «Ты неправильно понимаешь!», он говорил: «Хорошо. А святые отцы толкуют это место вот так-то и так-то», «А как ты думаешь – какое отношение этот стих имеет к монастырю? К тебе лично?». Отец Питирим часто беседовал со мной на духовные темы, особенно в посты и я постепенно начинала многое понимать.

А ведь время тогда было не такое, как сейчас. Нам негде было получать знания о Боге, о Церкви, о жизни во Христе. Тогда не только интернета не было, но и книг духовного содержания почти не существовало. Старые, которые не успели спрятать, безбожники уничтожали, а новых почти не печатали. Церковь в то время не имела возможности заниматься широкой издательской деятельностью. Слава Богу, теперь все по-другому. Ныне мы имеем доступ ко всей сокровищнице духовной мысли святых отцов Церкви, богослужебной литературе. И если по лености своей не стремимся использовать эту возможность для своего спасения, то грешим нерадением о своей вечной участи.

Помню, пришла я в первый раз в молитвенный дом на исповедь к отцу Питириму. Он спрашивает меня: «Какие молитвы знаешь?» Ну, я и рассказала ему «Отче наш», «Богородице дево», а Символ Веры только до половины. Я дальше то его и не знала. Не был он у меня полностью записан. Тогда не было молитвословов, как сейчас, а были тетрадки, куда мы записывали молитвы. И вот отец Питирим дал мне свою тетрадь с молитвами и акафистами, а я ее переписывала.

Приходя к отцу Питириму, я всегда записывала на бумажку те вопросы, которые меня волновали, чтобы ничего не забыть. Батюшка, когда у него появлялась свободная минутка, спрашивал меня: «Ну что у тебя там сегодня в кармане?» И разрешал мои недоумения.

Я навсегда запомнила его наставления о том, что никогда не нужно таить в душе никакие грехи, вопросы или мысли. Нужно жить открыто. Приходят помыслы или недоумения – сразу обращаться к духовнику, тогда христианская жизнь будет строиться правильно.

Меня, как многих новоначальных христиан, мучило то, что я не могу молиться собранно. Все время какая-то рассеянность мыслей на молитве. Отец Питирим учил меня, что когда наступает подобная рассеянность, то нужно прекращать читать длинные молитвословия и переходить к коротким, на которых проще держать ум во внимании к молитве, и когда мысли успокоятся, то возвращаться к обычному молитвенному правилу.

Также батюшка учил, что Псалтирь (который я очень любила) нужно читать на спокойную голову и чистое сердце, а для этого нужно сначала почитать «Царю Небесный…» 50-й покаянный псалом, а уже потом приступать к чтению Псалтири. Батюшка говорил, что вечерние молитвы ни в коем случае нельзя оставлять, хотя бы потому, что в них содержится повседневное исповедание грехов, которое очень важно для правильной духовной жизни. Ведь нет такого греха, который Господь не простит нам, кроме нераскаянного. Тоже самое я теперь говорю людям, которые обращаются ко мне за советами о том, как правильно молится.

Иногда, особенно в первые годы игуменства, мне было очень тяжело. Столько на меня упало забот, о которых я даже и не думала, а тут еще и конфликты иногда случаются. Раз как-то обиделась я на одну из сестер, пришла к отцу Питириму, говорю: «Не могу больше, батюшка! Уйду я с настоятельства!» А он говорит: «Встань на колени и проси у Господа прощения! Это не я тебя поставил над монастырем, не владыка Пантелеимон, не Синод, не Патриарх, а сам Господь! Вот ему и говори, что больше не можешь и уйдешь! Господь с Иудой жил и знал, что тот Его предаст! А ты не можешь с сестрами ужиться!» Вот так и я приобретала смирение.

Приобретению смирения и пониманию того, как надо жить духовной жизнью помогал пример самого отца Питирима и его наставления. Он в первые дни Великого поста никогда ничего не ел кроме просфор и святой воды, ну и я стала делать также. Чувствую – мне плохо, сил нет. Рассказала батюшке, а он сказал, что я не пощусь, а занимаюсь самоубийством и, что любые подвиги должны совершаться только с благословения духовного отца, а никак не самочинно.

Отец Питирим всегда во всем себя ограничивал и очень много работал. Сам занимался строительными работами, сделал крест и купол на молитвенном доме. Однажды рядом с ним пролетел топор, сорвавшийся с высоты и чудом не задел. Батюшка оставался на строительстве и на ночь. В него кидали камнями и гнилой картошкой, но он продолжал с молитвой делать свое дело.

Примерно в десяти километрах от города нам достался участок, и батюшка строил там часовню. Однажды приезжает оттуда, а нога проколота ржавым гвоздем, на который он наступил – вся нога распухла. Я говорю: «Батюшка! Вам, наверное, очень больно?» А отец Питирим ответил мне: «Разве это боль? Вот когда Господу пробили гвоздями не только ноги, но и руки, то вот это была боль! А я гвоздь вытащил из раны и все». Однако ночью ему было очень плохо.

Я запомнила, что наш владыка никогда не был стяжателем, он очень равнодушно относился к имуществу и пище. Был доволен тем, что имел. Всегда и всему радовался. Никогда ни на кого не обижался. Всю свою зарплату тратил на нужды прихода. Всегда проявлял заботу о нас. Мне запомнился такой случай. Пожертвовали нам из ресторана большой красивый торт на Пасху. Я принесла его домой к отцу Питириму, накрыла на стол, оставила торт и ушла. Через некоторое время захожу на приходскую трапезу и вижу, что там стоит этот самый торт – его принес Виталий Алексеевич, по благословению отца Питирима.

Батюшку очень любили интернатовские дети, для которых он всегда носил в кармане подрясника конфеты. К нему приходили два мальчика из интерната, так вот все, что я принесу отцу Питириму из продуктов, он отдавал им. Он никогда не жил для себя, а жил для людей и для Церкви. Не имел никакой тайной жизни, а жил открыто, на виду у всех и никто не мог его ни в чем упрекнуть. Наоборот отец Питирим являлся для нас образцом православного христианина и священника, и обладал огромным духовным авторитетом.

Помнится еще такой случай. Мы часто ездили на требы в Воркуту и другие города, поскольку отец Питирим был единственным священником на огромной северной территории и нес поистине апостольские труды по возрождению Православия на нашей северной земле. И вот как-то собрались мы ехать. Батюшка уложил хоругви, облачение и все необходимое для совершения богослужений в чемодан, а Виталий Алексеевич имел неосторожность сесть на него. За неуважение к святыне батюшка дал ему епитимию – 100 земных поклонов, которые Виталий Алексеевич тут же при всех совершил. Ныне он архимандрит.

Безусловно, мне запомнилось явление владыке Питириму Божией Матери. 8 августа 1992 года мы совершали крестный ход. Я помню, как батюшка неожиданно остановился. Это произошло так резко, что я подумала, будто у него в очередной раз отнялась оперированная нога. Но отец Питирим постоял, развернулся к нам и с дрожью в голосе сказал: «Дорогие братья и сестры! Только что я видел Божию Матерь с Младенцем на руках. Она прошла на высоте 10 метров над землей и растворилась в образе «Скоропослушница». На этом месте должна быть женская обитель».

Об этом событии мы написали Правящему архиерею – владыке Пантелеимону. Батюшка благословил нас читать акафист Божией Матери и просить ее даровать для обители игумению. Сказал: «Обитель будет через полтора месяца – молитесь». Мы молились, хотя у нас на этом месте был лишь старый молитвенный дом на подпорках, и мы не могли поверить в то, что образование монастыря может стать реальностью. Однако ровно через полтора месяца, как и сказал батюшка, был подписан Указ о создании на этом месте женской обители.

Печорский Скоропослушнический женский монастырь сегодня

Почитаемая икона Божией Матери "Скоропослушница"

Нынешние маловерующие люди все воспринимают с сомнением, а я знаю, что владыка был прозорливым. Он всегда знал, что у меня на душе, всегда знал, если что-то случилось, стряслось, и часто давал ответы на невысказанные вслух вопросы.

Сейчас мне уже 85 лет, и годы, проведенные рядом с нашим владыкой были для меня самыми лучшими в жизни. Я очень многим ему обязана. Он не только словом, но и своим личным примером учил нас тому, что мы не должны прилепляться к земному и думать только о себе. Всю свою жизнь без остатка он посвящал Господу и Его Святой Церкви. Никогда не пользовался положенными отпусками. Ненадолго отъедет по делам или на лечение и снова возвращается к труду на созидание Церкви Божией.
Мы часто созваниваемся с владыкой по телефону, делимся наболевшим и мне очень больно от того, что люди, которые совершенно не знают нашего архипастыря, не только верят клевете о нем, но и распространяют эту клевету дальше. Страшно, но среди этих людей есть и священнослужители. Страшно мне за участь этих несчастных людей, ведь мы – те кто был рядом с отцом Питиримом с первых дней его служения в Печоре знаем, какой наш владыка на самом деле! Мы это знаем и мы должны донести это знание до всех тех, кто может соблазниться лживыми сплетнями и отравить свою бессмертную душу, питая свою любознательность из отравленного источника. Я со всей ответственностью перед Господом Богом заявляю: Владыка Питирим - это истинный сын Матери Церкви, посвятивший всего себя на служение Богу, Церкви и ближним!

14 марта 2014 года

 
На главную страницу