Поделись ссылкой с друзьями |
|
Синаксарь в субботу пятой
седмицы Великого Поста, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота
акафиста)
Стихи:
Весь город благодарно хвалит песней неумолчной
Неутомимую Защитницу в боях.
В
этот день мы празднуем акафист (неседальное пение) Пресвятой
Владычице нашей Богородице по следующей причине. В годы
самодержавного правления в Византии императора Ираклия[1]
персидский царь Хозрой[2], видя, что греческое государство
ослаблено после царствования тирана Фоки[3], послал одного из
своих воевод, по имени Сарвар, с многотысячным войском, чтобы
покорить себе все восточные провинции империи. Хозрой пытался
сделать это и раньше, погубив около ста тысяч христиан, которых
иудеи выкупали у него и убивали.
Главный воевода Сарвар, захватив весь Восток[4], достиг самого
Халкидона[5], который теперь называется Ускюдар. Царь Ираклий
из-за оскудения золотых запасов переплавил церковные священные
сосуды на монеты для большей и совершеннейшей расплаты. Придя по
Черному морю в персидские страны, он покорил их, совершенно
победив Хозроя с остальными войсками. Вскоре Сирой, сын Хозроя,
предав своего отца, захватил власть и, убив Хозроя, заключил
союз с царем Ираклием. Но аварский каган[6], правивший и
скифами[7], узнав, что царь отплыл по Черному морю, – нарушив
мир с греками, привел стотысячное войско и подошел к
Константинополю с западной стороны, произнося богохульства (и
угрозы). Внезапно все море наполнилось кораблями, а земля –
бесчисленными пешими и конными воинами.
Патриарх Константинопольский Сергий утешал людей, увещая не
терять (надежды) и не ослабевать, но от души возложить все
упование на Бога и на Матерь Его Пречистую Богородицу. Патриций
по имени Бон, бывший тогда градоначальником, в свою очередь,
готовил все необходимое для обороны. Ибо подобает нам с помощью
Божией и самим делать все возможное. Патриарх же со всем
народом, взяв святые иконы Богоматери, обходил город по верху
стен, тем самым укрепляя их. Так как Сарвар подошел с востока, а
каган – с запада, чтобы сжечь окрестности города, то патриарх
(снова) обходил по стенам, неся Нерукотворный Образ Христа,
Честное и Животворящее древо (Креста) и честную ризу Богоматери.
Скифский каган с суши осаждал стены Константинополя с
бесчисленным множеством до зубов вооруженных воинов. Врагов было
столько, что один грек сражался с десятью скифами. Но
непобедимая Воевода помогла весьма немногочисленным воинам,
оказавшимся в Ее храме, именуемом «Живоносный Источник»,
разгромить превосходящих их числом врагов. С этих пор греки,
ободрившись и возрадовавшись, помощью Непобедимой Воеводы –
Божией Матери все время совершенно их побеждали. Попытавшись
заключить мир, горожане были отвержены. Каган ответил им: «Не
обманывайтесь о Боге, в Которого веруете, потому что завтра я
все равно возьму ваш город». Услышав (об этом), горожане
простирали руки к Богу (в молитве).
И вот, сговорившись, каган и Сарвар с суши и с моря устремились
на город, желая захватить его хитростью, но столько их воинов
было убито греками, что живые не успевали сжигать мертвых.
Моноксилы[8], наполненные воинами, вместе со всеми вражескими
кораблями разбились в бухте, называемой Золотой Рог, напротив
храма Богоматери во Влахернах, когда на море внезапно поднялась
страшная буря, и оно расступилось. Так было явлено преславное
чудо Пречистой Богоматери: врагов выбросило на берег моря во
Влахернах, и жители, быстро открыв городские ворота, всех их
сразу перебили, причем даже женщины и дети мужественно
устремились на них. Военачальники же их бежали, плача и рыдая.
А боголюбивые люди Константинополя, воздавая благодарение
Богоматери, всю ночь воспевали Ей неседальное пение (акафист) за
то, что Она сохранила их и чудесною силою сотворила победу над
врагами. С тех пор в воспоминание столь дивного чуда Церковь и
приняла такой праздник, чтобы возносить хвалу Божией Матери в
этот день, когда Ею совершена победа. Неседальной же (песнь)
названа потому, что константинопольский клир и весь народ тогда
воспевали ее стоя.
По прошествии тридцати шести лет, в царствование Константина
Погоната[9], агаряне снова, придя с бесчисленным войском, напали
на Константинополь и воевали против него семь лет. Когда они
зимовали в Кизических странах, то многие из них погибли. После
этого, отказавшись от войны и возвращаясь со своим войском, все
они, по молитвам Пречистой Богоматери, утонули в море,
называемом Силео.
И в третий раз, при императоре Льве Исавре[10], снова
агаряне[11], численностью свыше ста тысяч, вначале разорили
Персидское царство, а затем Египет и Ливию. Пройдя Индию,
Эфиопию и Испанию, они наконец подплыли к Царьграду на 1800
кораблях. Окружив город, агаряне предполагали тотчас его
разорить. Городские священнослужители, неся святое древо
Честного и Животворящего Креста и честную икону Богоматери
Одигитрии, обходили город по стене, со слезами молясь Богу.
Арабы же решили разделиться на две части таким образом: одни
воевали с болгарами, и пало их там более двадцати тысяч, а
другим, оставшимся для наступления на Царьград, преградила путь
цепь, протянутая от Галаты[12] до стен Константинополя. Когда
они доплыли до некоторого места, называемого Сосфен, там подул
северный ветер, и многие их корабли разбились и погибли, а на
оставшихся начался такой сильный голод, что (агаряне) стали
поедать человеческие тела и нечистоты. Затем, пустившись в
бегство и достигнув Эгейского моря, они со всеми своими судами
сгинули в морской глубине, ибо сильный град, выпавший с неба,
вызвал волнение на море и пробил корабельную смолу. И так
погибло это бесчисленное множество военных кораблей, только три
осталось, чтобы поведать (о случившемся).
В честь всех этих дивных чудес Пречистой Богоматери мы и
празднуем сегодняшний праздник. Неседальный (акафист) получил
свое название от того, что тогда всю ночь люди стоя воспевали
песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по
уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все
слушаем (похвалу) стоя.
Христе Боже, молитвами Пречистой Твоей Матери, Непобедимой
Воеводы, избавь нас от находящих со всех сторон искушений и
помилуй нас, ибо Ты один Человеколюбец.
[1]Ираклий (575–641) – Византийский император; царствовал с 610
по 641 г.
[2]Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии
Сасанидов. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г.
[3] Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г.
Отличался крайней жестокостью.
[4] Кесарию Каппадокийскую, Сирию, Иерусалим, Ливию и
Киренаику.
[5] Предместье Константинополя.
[6] Каган – вождь хазар, аваров, скифов и др. народов.
[7] Славянами.
[8] Моноксила (греч. monoksilon) – судно, выдолбленное из одного
ствола.
[9] Константин Погонат – Византийский император с 668 по 685 г.
[10] Лев III Исавр – Византийский император, царствовавший в
717–741 гг.
[11] Арабы.
[12] Галата – пригородная слобода на другой стороне
Константинопольского пролива.
Православие.ru
Связанные материалы:
Похвала Пресвятой Богородицы
5 апреля 2014 года
|