На главную страницу

Поделись ссылкой с друзьями

Круглый стол «Традиции в духовно-нравственном воспитании и современность»

8 апреля в Центре Коми Культуры по ул.Бумажников, дом.42, прошел круглый стол «Традиции в духовно-нравственном воспитании и современность».

Формирование государственной политики в области духовно-нравственного воспитания относится к сфере государственного-общественного управления. Невозможно реализовать какие-либо социально-значимые проекты в этой области только силами только силами государства, не привлекая к ним общественные и религиозные организации, а также социально активную часть гражданского населения. Поэтому Организаторами круглого стола выступили Отдел религиозного образования и Катехизации совместно с Эжвинским Церковным округом Сыктывкарской и Воркутинской епархии, Администрация МО «Эжвинский район» г.Сыктывкар, Коми республиканский институт развития образования, Общество православных педагогов РК имени Стефана Пермского.

В работе круглого стола приняли участие: Протоиерей Владимир Дунайчик, настоятель Свято-Преображенского храма Эжвинского района г.Сыктывкара; Студиград Наталия Ивановна, заместитель министра образования РК; Кокарева Елена Вячеславовна, заместитель руководителя администрации МО «Эжвинский район»; Боле Елена Николаевна, ведущий специалист-эксперт отдела по работе с национально-культурными и религиозными объединениями Министерства национальной политики РК, кандидат исторических наук; Бутрим Наталья Александровна, преподаватель социально-экономических дисциплин Сыктывкарского государственного университета, член совета многодетных семей Республики Коми; Ичеткин Владимир Александрович, руководитель Религиозного образования и Катехизации Сыктывкарской и Воркутинской Епархии и другие представители общественности и руководители образовательных организаций.

В программе круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:

1.Новое видение места системы образования в пространстве культуры современной России и нашего региона.

По этому вопросу основным докладчиком выступила Мищенко Нина Михайловна, методист КРИРО, она отметила, что методологической основой духовно-нравственного воспита¬ния детей и молодежи в современной ситуации становятся традиции право¬славной куль¬туры и педагогики, представленные в различных аспектах: культурно-историческом, нравственно-этическом, этнокультурном. В современных условиях светского образования единственно доступным путём духовно-нравственного образования является путь через пространство духовно-нравственной культуры. У пространства культуры, по мнению протодиакона Андрея Кураева, есть горизонталь и вертикаль. В горизонтальной плоскости – основание духовно-нравственного развития: культура семьи, родного народа, близких и родственных народов. Вертикаль – это путь возрастания личности, путь к идеалу, к образу и подобию Божию. В вертикали лежат вечные духовные ценности, освоение которых – великий труд души, многих великих человеческих душ, которые создали и создают духовно-нравственную культуру. Основная задача педагогического коллектива – формирование воспитывающей среды средствами духовно-нравственной культуры. Школа должна быть в оппозиции к массовой культуре, её содержанию.

Продолжила эту тему в своем выступлении Истомина Татьяна Болеславовна, доцент СыктГУ, педагогического института. Она отметила, что тради¬ции народной культуры мы рассматриваем как код, обеспечиваю¬щий устойчивость в сохранении и разви¬тии культуры, в трансля¬ции культур¬ных образцов поведения, ценностей, регулирующих отноше¬ния между людьми. Традиции становятся действенным и педагогически верным механиз¬мом передачи народной культуры при соблюдении следующих усло¬вий: обуслов-ленности целей воспитания и образова¬ния школьника смыслами и ценно¬стями народной культуры. В русской классической литературе мы видим отражение менталитета русской души, она являлась в школе главным проводником духовности.

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и сейчас реализуется в российской школе. Об этом рассказала Михайлова Екатерина Михайловна, тьютор ЦВДКО КРИРО – Специфика преподавания ОРКСЭ в г.Москва была представлена участникам программы пилотного цикла «Методика преподавания модулей курса ОРКСЭ: московский опыт», кроме прочего, на примере трех образовательных организаций. Среди многочисленных образовательных организаций г. Москвы организаторы выделили такие образовательные организации как:

«Православная Свято-Петровская Школа», которая является некоммерческим негосударственным образовательным учреждением, призванным обеспечить высокий уровень образования, в обязательном порядке включающего базисный компонент образования, развитие индивидуальных способностей детей, а также их нравственное, духовное и гражданское воспитание на основе лучших традиций Православия, отечественной и мировой культуры.

Государственное образовательное учреждение г. Москвы Гимназия № 1409, оснащенная по последнему слову техники, осуществляющая образовательную деятельность в отношении 1700 детей. Педагоги подробно представили практику преподавания курса ОРКСЭ, с применением установленных государственных стандартов, а также инновационных приемов и методов преподавания. Один из педагогов, преподающий указанный курс, является призером конкурса «Лучший педагог города Москвы 2014 г.»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (русским) компонентом образования № 225. Педагогами школы активно используется наследие выдающегося русского учёного Константина Дмитриевича Ушинского, выдающегося русского педагога и учёного Фёдора Ивановича Буслаева. Педагоги занимают активную позицию по преподаванию модуля Основы православной культуры, реализуя идею трансляцию курса ОРКСЭ во все без исключения предметные области. В школе проводятся ставшие традиционными конференции и семинары по обмену опытом, посвящённые совершенствованию школьного образования: Рождественские чтения, Пушкинские чтения, Чтения памяти Ф.И.Достоевского, День православной книги, Буслаевские чтения, День славянской письменности и культуры, Шмелёвские чтения, Дни памяти А.Ф.Лосева, Дни памяти Ю.В.Рождественского, Дни открытых дверей. В целом, представленный московский опыт был исключителен, т.к. программа была насыщенна, включала в себя презентации УМК, презентации изданий по направлению ОРКСЭ, участие в конференции в МГУ «Преподавание религиоведческих дисциплин: школа – ВУЗ», знакомство с деятельностью Московского музея образования, участие в круглом столе «Педагогического опыта преподавания религиозных культур и светской этики».

2. Реализация концепции общественного договора в образовании, декларируемого в документах о реформировании образования.

По этому вопросу выступила Ичеткина Тамара Александровна, методист КРИРО, заместитель председателя общества православных педагогов РК имени Стефана Пермского, помощник члена Общественной палаты РК. Она рассказала об опыте работы стажировочной площадки на базе Государственного автономного образовательного учреждения Калужской области «Калужский государственный институт модернизации образования» по двум направлениям инновационной деятельности: «Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения» и «Образование как общественный договор: повышение педагогической культуры родителей» с целью поддержки реализации в 2011-2013 годах федеральных мероприятий «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования». Государственно-общественное управление как инструмент формирования государственной политики в области духовно-нравственного воспитания.

Органом государственно-общественного управления духовно-нравственным воспитанием, реализующим формирование государственной политики и контроль за ее реализацией в регионах могли бы стать, при условии их реструктуризации и расширения полномочий, существующие Координационные Советы по духовно-нравственному воспитанию. Интересен опыт реализации такой формы в Калуге, там создан Координационный Совет духовно-нравственного воспитания населения Калужской области. Со-председатель 1 – Губернатор КО А.Д. Артамонов. Со-председатель 2 – Митрополит Калужский и Боровский Климент. Координационные Советы могут стать подлинным инструментом, реализующим весь потенциал государственно-общественных механизмов управления, обеспечивающим вовлечение в процесс всей мощи административного ресурса государства, общественных и религиозных организаций, а также социально активной части гражданского населения, привлечение специалистов экспертного сообщества всех направлений, так или иначе затрагивающих духовно-нравственную сферу жизни общества.

3. Взаимодействие социальных субъектов воспитания через вхождение в открытое образовательное пространство образовательных организаций в контексте ключевых культурных традициях России.

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных организациях обусловлена насущной социально-педагогичекой потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций школы. Теперь практика преподавания модуля Основ православной культуры в рамках предмета ОРКСЭ закреплена на уровне федерального закона. Ст. 87 Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ содержит нормы, касающиеся преподавания в рамках основных образовательных программ государственных образовательных организаций (в том числе на основе Федерального государственного образовательного стандарта) учебных курсов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах и традициях православия, а также иных мировых религий.

Мищенко Нина Михайловна - «Проблемы выбора модулей в предметной области Основы религиозной культуры и светской этики на основе мониторинга в Республике Коми».

В таблице 11.3 представлена статистика относительно выбора модуля ОПК в рамках курса ОРКСЭ по Республике Коми.

Населенный пункт, район

В количественном выражении

Всего

В процентах

ОМРК

ОСЭ

ОПК

ОМРК

ОСЭ

ОПК

1

Сыктывкар

237

2224

117

2578

9,0

86,2

4,5

2

Воркута

0

946

0

946

0

100

0

3

Вуктыл

19

133

9

161

11,8

82,6

5,6

4

Ижемский

0

227

8

235

0

96,6

3,4

5

Инта

13

236

76

325

4,0

72,6

23,4

6

Княжпогостск

0

212

0

212

0

100

0

7

Койгородский

0

95

0

95

0

100

0

8

Корткеросский

0

256

4

260

0

98,5

1,5

9

Печора

152

433

12

597

25,5

72,5

2,0

10

Прилузский

6

116

112

234

2,5

49,6

47,9

11

Сосногорский

59

415

45

519

11,3

78,0

8,7

12

Сыктывдинский

0

241

14

255

0

94,5

5,5

13

Сысольский

0

73

71

144

0

50,7

49,3

14

Троицко-Печорский

0

147

14

161

0

91,4

8,6

15

Удорский

18

197

7

222

8.1

88,7

3,2

16

Усинск

94

478

0

572

16.4

83,6

0

17

Усть-Вымский

0

304

1

305

0

99,7

0,3

18

Усть-Куломский

0

245

52

297

0

82,5

17,5

19

Усть-Цилемски

0

173

0

173

0

100

0

20

Ухта

139

874

208

1221

11.4

71,6

17,0

 

Всего РК

737

7780

749

9266

7,7

84.4

7,9

Выбор модуля «Основы светской этики составляет 84,4 % от общего количества изучающих ОРКСЭ. Выбор модуля «Основы мировых религиозных культур» уменьшается. Выбор модуля «Основы православной культуры» остается примерно на уровне прошлого года- 7,7 %.

В Сысольском, Прилузском районах и в Инте – самый высокий процент выбора ОПК (49,3; 47,9 и 23,4%). По муниципальным образованиям выбор модулей складывается по-разному. ОМРК в 9 районах (45 %), ОСЭ – в 20 (100 %), ОПК – в 7 районах (35 %), «Основы исламской культуры» – в 1 районе (2,5 %). Наибольшее количество ОМРК выбрано в Печоре и Усинске (25,5 и 16,4 %). В Воркуте, Усть-Цилемском и Княжпогостском районе 100 % – ОСЭ.

Наиболее благоприятные условия для выбора модулей предоставляется в Ухте, Сосногорске, Прилузском, Сысольском районах (в среднем 20 %). В этих районах ведётся целенаправленная и серьезная систематическая работа с родителями: собрания, семинары, круглые столы. Особо отмечаем Ухту, где действует педагогический семинар (тьюторН.В.Удалова), школа для родителей по духовно-нравственному воспитанию. К этим мероприятиям подключается Сосногорск. Были проведены родительские собрания с участием священников и была проведена разъяснительная работа по значению православной культуры в воспитании обучающихся.

Активно включают родителей и священников в учебно-воспитательный процесс Прилузский и Сысольский районы: в них на базе ОМП проводятся занятия для педагогов района и родительские районные собрания. Активизировался Усть-Куломский район. Там проводятся по инициативе епархии родительские собрания и ежегодные Республиканские чтения по духовно-нравственному воспитанию с привлечением всех категорий населения, совещания администрации, представителей образования и культуры при Главе района.

По итогам круглого стола была рассмотрена резолюция, которая находится в стадии согласования. Но некоторые ее части мы предлагаем вашему вниманию.

Проект Резолюции Круглого стола «Традиции в духовно-нравственном воспитании и современность» от 08 апреля 2014 года

Мы, участники круглого стола - представители республиканской и районной и родительской общественности, с чувством глубокой ответственности за будущее наших детей, выступаем за объединение усилий всех видов гражданских сообществ, включающих представителей различных национальностей в деле защиты прав семьи и детей, в выборе образовательной траектории и воспитания на основе духовно-нравственных ценностей, утвердившихся в традиционной (православной) культуре населения района.

Изменился уровень взаимодействия церковных и государственных структур по вопросам преподавания православной культуры в связи с принятием нового закона об образовании. Практика преподавания Основ религиозной культуры и светской этики закреплена на уровне федерального закона.

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных организациях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных организаций, которая получила широкое распостранение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Это определяет устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина.

Мы предлагаем всем общественным организациям включиться в соработничество со школой по воспитанию наших детей. В связи с этим, в части реализация концепции общественного договора в образовании, декларируемого в документах о реформировании образования, мы просим учитывать запрос большинства граждан, проживающих на территории Республики Коми и осуществлять обеспечение возможности участия представителей церкви и общественности в родительских собраниях.
Предлагаем администрациям образовательных организаций размещать информацию о проведении родительских собраний в начальном звене по выбору модулей ОРКСЭ и усилить общественный контроль со стороны родительских комитетов в вопросах выявления фактов административного давления при выборе модулей ОРКСЭ.

Обратить особое внимание на укрепление и развитие кадетских классов в системе районного образования, обобщение и распространение лучшего педагогического и управленческого опыта (например, г.Сосногорска), изучение опыта по духовно-нравственному воспитанию других регионов (Калужская область).

Создать при главе Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, используя опыт соработничества в этом направлении Калужской области.

Содействовать освещению в муниципальных СМИ тему семьи как приоритетную, ввести рубрики, посвященные социальным эффектам в связи с внедрением курса Основ религиозной культуры и светской этики и практики духовно-нравственного воспитания.

Одобрить работу детских садов района по приобщению детей к православной культуре через праздничные фестивали «Рождество Христово», « Фестиваль Светлая Пасха» и основываясь на утвержденном Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 года (№1555) и вступивший в силу с 1 января 2014 года «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» ввести в основную образовательную программу духовно-нравственного компонента, а именно занятия по Основам Православной культуры» в государственные и муниципальные ДОУ.

Контактная информация организаторов:

Ичеткина Тамара Александровна, методист КРИРО, моб. 89129652658 Организатор и ведущий дискуссии.

Посмотрите фильм Екатеринбургской епархии о том почему надо выбирать модуль ОПК

9 апреля 2014 года

 
На главную страницу