Поделись ссылкой с друзьями |
|
Сретение Господне
15
февраля (по новому стилю) Святая Православная Церковь празднует
Сретение Господне. История этого Праздника такова: На сороковой
день после рождества Христова и по исполнении дней законного
очищения, Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла
из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного
младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были
приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть
первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом
полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение
этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в
храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов
голубиных.
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский
язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице
старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный
и благочестивый - по преданию, один из семидесяти двух учёных
толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II
(285-247 годы до н. э.) поручил перевести Священное Писание с
еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил
книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и
родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева»
должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст.
Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его,
что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества
пророка Исайи.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия - он жил, по
преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа
Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли
Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с
миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред
лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих
Израиля». (Лк.2:29-32)
Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название
«Песнь Симеона Богоприимца».
Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон
благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о
Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни
спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу»
(Лк.2:34-35). Данные слова́ легли в основу иконографии образа
Богородицы «Умягчение злых сердец».
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна-пророчица,
восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день
и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя
и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в
Иерусалиме.
Сретение символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов.
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий
Завет, неискуплённое человечество, с миром отходит в вечность,
уступая место христианству…»
Святитель Феофан Затворник: Слово на Сретение Господне
Какую
умилительную картину представляет нам Сретение Господне!
Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и
другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева
Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя
постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем
исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость,
питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих
душ!..
Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только
представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению,
потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать
в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего
состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех,
кои участвовали в Сретении Господнем. Те были блаженны –
видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше.
Приложите внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть. –
Вот что сделайте и делайте.
1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без
покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало
всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома
и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так
без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших
исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде
всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь
на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и
всего тела на путь в сретение Господу и первое вступление на сей
путь.
2. Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте
для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу
или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем
внимании Господь и Спаситель наш. Такой порядок сам собою
устроится в вас, если: а) все, что ни делаете, вы будете делать
во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа. Тут разумеются
не одни большие дела, а всякое вообще действие. Ибо смотрение и
слышание, молчание и говорение, ястие и питие, сидение и
хождение, труд и покой, все вообще может быть посвящаемо Господу
и освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не бывает, чтоб
мы не были за каким-либо делом, то, устроившись так в делах
своих, вы поминутно будете сретать Господа, во славу Его обращая
все дела свои. Сие исполнить и плод от сего получить вы можете
тем удобнее, если при этом: б) в порядок дел своих повседневных
вставите чины молитвенные – и церковные, и домашние, и вообще
поставите законом быть строгими исполнителями всякого устава
Святой Церкви до малой иоты, без суемудрий и кривотолкований, в
простоте сердца. Как содержание каждого молитвословия есть
Господь и наше к Нему обращение, то, совершая его или участвуя в
нем, вы будете сретать Господа в сочувствиях и услаждениях
своего сердца. Если затем: в) промежуток остающегося времени вы
наполните чтением Писаний о Господе, или слушанием беседы о Нем,
или своеличным размышлением о Нем и о великом деле спасения,
совершенном Им на земле, то сами увидите, что ни внутри вас, ни
вне не останется ничего, что не носило бы напоминания о Господе,
не преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух во
сретение Ему.
3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и занятия
суть только приготовительные. На них одних останавливаться не
должно, а надо устремляться далее. Как из пищи, принимаемой нами
в грубом виде, выделываются потом тонкие стихии жизненные, так
из сих занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны
образоваться в духе тончайшие расположения или устремления ко
Господу, именно: под трудом посвящения всех дел Господу должно
качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к
Господу; под исполнением всех молитвословий или участием в
богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только ко
Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о Господе
должно лежать в основе охотное устремление внимания ума нашего к
единому Господу. Те труды суть возделывание поля, а сии
стремления – восход посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет
и плод. Когда возникнут в нас сии расположения, это будет
значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением
изшел в сретение ко Господу. И как Господь везде есть и Сам ищет
сретиться с духом нашим, то взаимное их сретение после сего
устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать
блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях
своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение
и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем
в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом,
непрестанною молитвою – предмет трудов, желаний и исканий всех
святых Божиих.
Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне Сретение
Господне. Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд
достать его слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть
легче способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся;
затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи
неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума,
всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так
скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как
на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд,
необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой
возможности. Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя – сильно и мощно может помогать в сем труде.
Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления всех сил
нашего духа к Господу! – Трезвитеся убо и бодрствуйте (1 Пет. 5,
8). Вышних ищите… и живот ваш сокровен да будет со Христом в
Боге (Кол. 3, 1, 3). – Тогда, соделавшись един дух с Господем (1
Кор. 6, 17), узрите и обымете сего Господа, и возрадуется сердце
ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в
сей век, ни в будущий. Аминь.
По материалам сайта:
Православие.ru
|