Поделись ссылкой с друзьями |
|
Синаксарь в Лазареву субботу
Стихи:
Ты плачешь, Иисусе, — это от человеческой природы,
А друга воскрешаешь — Божественной (Твоею) силой.
В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря
Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по
вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то
говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос
совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода,
Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто
беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много
раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами,
Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.
Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало
тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за
Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы
(наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус,
хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а
через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11,
14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в
Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати
(Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи!
если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если
Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11,
21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34).
Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа
говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе
(Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим,
воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас
вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.
Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили
убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел.
Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя
его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле,
удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был
поставлен епископом города Китий[1]; пожив свято и богоугодно,
он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был
погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание
говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и
что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия,
сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного
божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с
Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого
святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от
входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи
пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.
Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили
святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после
сорокадневного поста для очищения намереваясь
священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа.
Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным
поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили
здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист
Иоанн[2], в то время как другие евангелисты опускают, — ведь
(при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть.
Ибо тогда необходимо было доказать[3], что Христос — Сын Божий и
Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше
всего убеждал Лазарь. — Говорят, будто для (уверения в этом) и
все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие
евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.
Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или
не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об
увиденном.
Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и
погребальная одежда называется таинственным словом лазарома[4],
— чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа
восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить
вечно, воскреснув при последней трубе.
Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас.
Аминь.
[1] Китий — город на южном берегу острова Кипр,
близ нынешнего местечка Ларнака.
[2] Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех,
уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II
века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем — около 41
г.; Марком — 46 г.; Лукой — 61—62 г. Праведный Лазарь
преставился в 63 г. по Р. Х.
[3] По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в
противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не
существовал прежде рождения от Марии.
[4] Лазарома (евр.) — погребальная одежда, плащаница, которой у
евреев обычно обвивали тела усопших.
Источник:
Православие.ru
26 апреля 2013 года
|