Поделись ссылкой с друзьями |
|
Синаксарь во Святой Великий
Вторник
Стихи:
Великий Вторник нам приносит десять дев,
Услышавших от неподкупного Владыки приговор.
Во святой и Великий Вторник мы вспоминаем притчу о десяти девах,
ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя (Это было на
горе Елеон — см. Мф. гл. 21, 22, 25) в Иерусалим, рассказывал
Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям. Притчу же о десяти
девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех
быть готовыми заранее к кончине; потому что Он много говорил им
о девстве и о скопцах, да и всегда девство прославляется, ибо
это действительно великая (добродетель). Но чтобы кто,
подвизаясь в ней, не пренебрегал другими, прежде всего
милостыней, которая делает ярким светильник девства, святое
Евангелие приводит эту притчу; и называет мудрыми пятерых,
приложивших к девству много дорогого елея милостыни, а пятерых —
неразумными, ибо хотя и они имели девство, но милостыню —
несравненно (меньшую). Потому они и неразумные, что, выполнив
большее, оставили меньшее, и ничем не отличались от блудниц, ибо
были так же побеждены через богатство, как те — через плоть.
Когда же кончилась ночь сей жизни, задремали все (Мф. 25, 5)
девы, то есть умерли, ибо сон означает смерть. И когда они
спали, в полночь раздался крик (Мф. 25, 6). Одни, взявшие много
елея, вошли с женихом, когда открылись двери; а неразумные,
имеющие недостаточно елея, проснувшись, искали его. Мудрые же
хотели дать, но не могли и перед тем как войти сказали: чтобы не
случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите (лучше) к
продающим, то есть к бедным, и купите (себе) (Мф. 25, 9), — но
бесполезно, ибо после смерти это невозможно, как и (в притче) о
богатом и Лазаре открывает Авраам, говоря: трудно перейти отсюда
туда (Ср.: Лк. 16, 26). Однако неразумные, придя
непросвещенными, так взывали, стуча в двери: Господи! Господи!
отвори нам (Мф. 25, 11). Сам же Господь дал им тот страшный
ответ, сказав: Отойдите, не знаю вас (Мф. 25, 12); ибо как вы
могли бы увидеть жениха, не имея приданого, т. е. милостыни?
Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить
здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и
готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно
милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как
и (примером) Иосифа (учат) стяжать целомудрие, а смоковницы —
всегда приносить духовный плод. Ибо, кто делает одно, даже и
явно большее, (доброе) дело, а другими, прежде всего милостыней,
пренебрегает, — не входит со Христом в вечное упокоение, но со
стыдом возвращается назад. Ибо нет ничего более печального и
постыдного, чем девство, побеждаемое пристрастием к имуществу.
Но, о Жених, Христе, причти нас к мудрым девам, причисли
к Твоему избранному стаду и помилуй нас. Аминь.
Источник:
Православие.ru
29 апреля 2013 года
|