Поделись ссылкой с друзьями |
|
Синаксарь во Святую Великую
Среду
Стихи:
Жена, помазавши Христово тело миром,
Предвосхищает смирну и алоэ Никодима.
Во святую и Великую Среду божественные отцы повелели творить
воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа миром,
потому что это было незадолго до спасительных страданий. Для
того установлено совершать теперь ее память, чтобы, по слову
Спасителя, везде и всем было возвещено о ее ревностном поступке.
Когда Иисус вошел в Иерусалим и был в доме Симона прокаженного,
к Нему подошла женщина и возлила на Его голову драгоценное миро.
Чем же побуждаемая, она (решилась) прийти? — Поскольку наблюдала
Христово сострадание и щедрость ко всем, особенно теперь, видя,
что Он вошел в дом прокаженного, которого закон повелевал
считать нечистым и запрещал общение с ним, — то подумала, что
Христос так же исцелит ее нечистоту душевную, как и проказу
Симона. И вот, в то время как Господь возлежал на вечери, жена
возлила сверху на Его голову миро ценой примерно в триста
динариев, то есть шестьдесят ассариев, десять пенязей или три
сребреника. Ученики, и прежде всего Иуда Искариот, возбраняли
ей, а Христос защитил, чтобы не препятствовали ее благому
намерению. Потом Он упомянул о Своем погребении, чтобы отвратить
Иуду от предательства, и сподобил женщину награды — тем, что
повсюду в мире проповедано будет это доброе дело.
Некоторые думают, будто у всех евангелистов упоминается одна и
та же женщина. — Нужно знать, что это не так. Только у трех
(евангелистов), как говорит святой Златоуст[1], говорится об
одной и той же, которая так и называется блудницей, а у Иоанна —
уже не о ней, но о некоторой другой чудной жене, святой жизни,—
о сестре Лазаря Марии, которая, не будучи блудницей, была любима
Христом.
Из них эта (последняя) Мария за шесть дней до Пасхи в своем
доме, что в Вифании, когда Господь возлежал на вечери, совершила
помазание, возливая миро на пречистые ноги Его и отирая их
волосами головы своей. Она принесла (Ему) как Богу миро,
купленное за большую цену, ибо хорошо знала, что и в жертвах
приносится Богу масло, и священников помазывают миром (Исх. 30:
25, 30), и Иаков в древности возлил елей на памятник каменный,
(посвятив его) Богу (ср.: Быт. 28, 18; 35, 14). Принесла же это
открыто в дар Учителю, как Богу, еще и за воскрешение брата.
Потому-то ей и не обещается награда, но и роптал тогда только
один Иуда, поскольку был корыстолюбив.
Другая, действительно блудница, за два дня до Пасхи, когда
Христос еще был в Вифании и возлежал на вечери в доме Симона
прокаженного, возливала драгоценное миро Ему на голову, как
повествуют святые Матфей и Марк (Мф. 26: 6—13; Мк. 14: 3—9). На
эту-то блудницу и ученики негодовали, ибо они постоянно слышали
поучения Христа об усердии к милостыне[2]; зато и награда ей
дана — в прославлении ее доброго дела по всему миру.
Итак, некоторые говорят, будто это одна и та же женщина, а
Златоуст — что указанные две. Есть же некоторые, насчитывающие
даже трех: двух вышеупомянутых — (помазавших Христа) в
преддверии Его страданий, а третью — иную, сделавшую это раньше
их, скорее всего первой, — где-то посередине евангельской
проповеди (Господа). То была блудница и грешница, возлившая миро
на ноги Христа в доме Симона, но не прокаженного, а фарисея,
наедине, без свидетелей, когда и соблазнялся (этим) один
фарисей, и награду ей даровал Спаситель — прощение грехов. О ней
только одной, (появившейся), как уже сказано, около середины
(благовествования Христова), упоминает святой Лука в своем
Евангелии (Лк. 7, 36—50). И после рассказа об этой блуднице
сразу прибавляет следующее: После сего Он проходил по городам и
селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лк. 8, 1),
откуда видно, что это было не во время (Его) страданий. Итак,
(некоторые) думают, судя и по времени, и по принимавшим Его, и
по месту, и по лицам, и по домам, также и по образу
миропомазания, что женщин было три: две — блудницы, а третья —
сестра Лазаря Мария, славившаяся чистым житием. И один был дом
фарисея Симона, другой — Симона прокаженного в Вифании, и еще
один — дом Марии и Марфы, сестер Лазаря, тоже в Вифании. Это
можно вывести из того, что две вечери приготовили Христу, и обе
в Вифании: одну — за шесть дней до Пасхи в доме Лазаря, когда
возлежал с Ним и Лазарь, как передает сын громов (Иоанн): за
шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь
умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему
вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с
Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира,
помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его (Ин. 12,
1—3). Другую же вечерю сотворили Ему за два дня до Пасхи, когда
Христос находился еще в Вифании, в доме Симона прокаженного, и
пришла к Нему блудница, возливая (на Него) драгоценное миро, как
повествует святой Матфей: Иисус сказал ученикам (Своим): вы
знаете, что через два дня будет Пасха (Мф. 26, 1—2); и вскоре
прибавляет: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона
прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом
мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову (Мф. 26,
6—7). Согласно с ним говорит и Марк: Через два дня надлежало
быть празднику Пасхи и опресноков. И когда Он был в Вифании, в
доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина, и так
далее (Мк. 14: 1, 3).
А несогласные (с этим) и полагающие, будто одна и та же женщина,
помазавшая Господа миром, упомянута у четырех евангелистов,
считающие также, что один и тот же был и Симон, фарисей и
прокаженный, которого иные выдают еще и за отца Лазаря с
сестрами, Марией и Марфой; и что вечеря была одна и та же, и
один и тот же дом его в Вифании, в котором и приготовили
устланную горницу, и была Тайная Вечеря, — неправильно думают.
Ибо эти две вечери для Христа были вне Иерусалима, в Вифании, за
шесть и за два дня [как уже сказано] до ветхозаветной Пасхи,
когда и женщины принесли Христу миро различным образом. Тайная
же Вечеря и устланная горница были приготовлены в самом
Иерусалиме за один день до иудейской Пасхи и дня Страсти
Христовой; по словам одних, в доме незнакомого человека, а
других — в доме друга и ученика (Христова) Иоанна на святом
Сионе, где собирались апостолы из страха перед иудеями,
произошло прикосновение Фомы после Воскресения, сошествие
Святого Духа в Пятидесятницу, и совершились некоторые другие
чудеса и таинства.
Мне же кажется более верным мнение Златоуста, что здесь
различаются две женщины: одна, как сказано, (упоминаемая) у трех
евангелистов, — блудница и грешница, возлившая миро на голову
Христу; а другая, у Иоанна, — Мария, сестра Лазаря, принесшая
его к одним Божественным ногам Христа и помазавшая их. И
(думаю), были разные вечери: иные — в Вифании, и иная — Тайная.
Это следует также из того, что после истории с блудницей
Спаситель послал учеников в город приготовить пасху, повелев:
пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: у
тебя совершу пасху с учениками Моими (Мф. 26, 18). И еще: и
встретится вам человек, несущий кувшин воды. И он покажет вам
горницу большую устланную: там приготовьте нам. Они пошли и
нашли, как сказал им, и приготовили пасху (ср.: Мк. 14: 13, 15,
16; Лк. 22: 10, 12, 13), очевидно, приближающуюся законную,
которую (Господь), придя, и совершил с учениками, как говорит
святой Златоуст, а потом была вечеря, то есть Тайная. Совершив
посреди нее божественное умовение (ног), Он, возлегши опять
(см.: Ин. 13, 2—12), преподал и нашу Пасху — на одной трапезе (с
ветхозаветной), как говорит Иоанн Златоуст, и это действительно
так.
Святой Иоанн и Марк, божественные евангелисты, уточняют и вид
мира, называя его чистым (пистикон) и драгоценным (Ин. 12, 3;
Мк. 14, 3). Почему-то они дают ему наименование «пистикон»,
которое означает или «настоящее, неподдельное, беспримесное и
проверенной чистоты», или, может быть, это название какого-то
особенного, наилучшего сорта нарда[3]. Миро же было составлено и
из многих других различных веществ, в основном из смирны,
благовонной корицы, или ароматного тростника, и (оливкового)
масла (см.: Исх. 30, 23—25). Марк еще прибавляет, что женщина от
усердия разбила сосуд, потому что он был узкогорлый, и именует
его алавастром. Это, как говорит святой Епифаний, — стеклянный
сосуд, изготовленный без ручки, называемый также «викия».
Христе Боже, помазанный духовным миром, освободи нас от
находящих страстей и помилуй нас, ибо Ты один Свят и
Человеколюбец. Аминь.
[1] На Мф. беседа 80.
[2] Почему и хотели продать это миро за большую цену и дать
нищим (Мф. 26, 9).
[3] Индийское растение, из которого приготовлялось миро (см.:
Мк. 14, 3; Ин. 12, 3).
Источник:
Православие.ru
1 мая 2013 года
|