Поделись ссылкой с друзьями |
|
Синаксарь во Святой Великий
Четверг
Стихи
на Божественное умовение:
Ученикам на вечери мыл ноги Бог,
Нога Которого потом на (древо)[1] опиралась,
когда-то запрещенное в Эдеме.
Стихи на Тайную Вечерю:
Двойная вечеря: ибо вмещает пасху ветхую
И Пасху новую — Владыки Кровь и Тело.
Стихи на необычайную молитву:
Молитва — труд до (капель) крови на лице,
Христе, Отцу молился Ты открыто,
Страшился смерти, этим обманув врага.
Стихи на предательство:
Обманщики людей! Зачем нужны мечи и колья
Против Того, Кто добровольно
умрет, чтоб мир спасти?
Святые отцы, всё премудро устроившие, преемственно от
божественных апостолов и Священных и Божественных Евангелий
заповедали нам в святой и Великий Четверг вспоминать четыре
(события): 1) Божественное умовение (ног); 2) Тайную Вечерю и
установление Святых Таин; 3) необычайную молитву и, наконец, 4)
предательство.
Поскольку иудейская пасха приходилась на вечер пятницы, а (этой)
прообразовательной (пасхе) уместно было сопровождаться и
явлением истинной в том, чтобы Агнец — Христос принес Себя в
жертву за нас, — то Он, по словам святых отцов, ел пасху с
учениками раньше времени, в вечер четверга. Ибо это навечерие и
вся пятница считаются у евреев одним днем, — так они исчисляют
сутки. [Как говорят некоторые, в том числе и святой Златоуст],
Господь с апостолами совершили ее и тогда по закону: во-первых,
стоя, препоясанными и обутыми в обувь свою, опираясь на посохи,
(соблюдая) и прочее, что повелено, — чтобы не сочли Его
нарушителем закона. Приготовил же всё Зеведей — он и был
человек, несущий кувшин воды (Мк. 14, 13; Лк. 22, 10), по мнению
Афанасия Великого, хотя другие думают иначе. Потом, когда уже
наступила ночь, Господь, открывая ученикам превосходнейшее,
преподал им в горнице и таинство новой Пасхи. Во время вечери,
говорит (Евангелие), Он возлежал с двенадцатью (ср.: Ин. 13, 2;
Мф. 26, 20). — Очевидно, не это была законная пасха, потому что
(здесь) вечеря, возлежание, хлеб и вино, а там все испеченное на
огне и опресноки, (была же она) прежде начала вечери [ибо так
пишет божественный Златоуст]. — (Потом) Иисус встал с вечери,
снял с Себя верхнюю одежду, влил воду в умывальницу (и начал
умывать ноги ученикам) (Ин. 13, 4), делая всё Сам, чем
одновременно и пристыдил Иуду, и вместе с тем напомнил другим
ученикам, чтобы не искали первенства. Этому Он учил и после
умовения, говоря: кто хочет быть первым, да будет последним из
всех (ср.: Лк. 22, 26; Мк. 10, 44), Самого Себя поставив в
пример (Ин. 13, 15). Оказывается, раньше других Христос умыл
ноги Иуды, бесстыдно севшего на первое место; а потом подошел к
Петру, но тот, имея самый горячий нрав, запретил Учителю (делать
это) и снова разрешил (омыть) не только ноги, но и руки и голову
(Ин. 13, 8—9). Омыв же их ноги и показав странное возвышение
через смирение (ср.: Лк. 18, 14), надев одежду Свою и возлегши
опять, наставлял их любить друг друга и не стремиться к
начальству. Когда они ели, Он начал говорить о предательстве.
Поскольку ученики недоумевали, о ком Он говорит (Ин. 13, 22), то
Иисус тайно сказал одному Иоанну: тот, кому Я, обмакнув кусок
хлеба, подам, предаст Меня (Ин. 13, 26), — ведь если бы услышал
это Петр, то, как самый вспыльчивый, он убил бы Иуду. И еще
сказал: обмакивающий со Мною руку в блюдо (Мк. 14, 20), так как
было и то, и другое. Потом, в конце вечери, взяв хлеб, сказал:
приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие
есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание
(ср.: Мк. 14, 22—24; Лк. 22, 19—20; Мф. 26, 26—28); впрочем,
совершая это, и Сам ел и пил с ними. Обрати внимание, что Он
называет Своим Телом хлеб, а не опреснок, поэтому да устыдятся
приносящие для (евхаристической) жертвы пресный хлеб. И после
(сего куска) хлеба вошел в Иуду сатана (Ин. 13, 27), —
искушавший его прежде (извне) теперь окончательно вселился в
него. И выйдя, говорит (Евангелие), Иуда договорился с
первосвященниками, что предаст им Учителя за тридцать
сребреников (ср.: Лк. 22, 3—5; Мф. 26, 14—15).
После вечери ученики пошли на гору Елеонскую, в одно селение,
называемое Гефсимания. Тогда говорит им Иисус: все вы
соблазнитесь о Мне в эту ночь. Петр сказал Ему: если и все
(соблазнятся), я не отрекусь от Тебя (ср.: Мф. 26, 30—31, 33;
Мк. 14: 26—27, 29, 32). Было уже поздно, то есть глубокая ночь.
И говорит ему Иисус: прежде нежели дважды пропоет петух, трижды
отречешься от Меня (Мк. 14, 30). Так и произошло, когда Петр был
объят сильным страхом, потому что Бог показал немощь
(человеческого) естества, и еще потому, что вручил ему ключи
Царства Небесного, — чтобы тот, познав на себе непостоянство
(нашей) природы, был милостив к согрешающим. Впрочем, отречение
Петра, бывшее три раза, изображало грех всех людей перед Богом:
первый раз — преступление заповеди Адамом; второй — преступление
писаного закона; а третий — (преступление против) Самого
воплощенного Слова. Это троекратное отречение Спаситель
впоследствии исцелил троекратным исповеданием, трижды спросив:
Петр, любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15—17).
Тогда Иисус сказал ученикам [показывая человеческое свойство —
что смерть страшит всех]: душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26,
38; Мк. 14, 34). И, отойдя на вержение камня (Лк. 22, 41),
помолился три раза, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия
миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф. 26,
42). И еще: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия
(Мф. 26, 39). Это говорил Он и по человеческой природе, и вместе
с тем искусно обходя диавола, чтобы тот, считая и Его (простым)
человеком из-за того, что Он может бояться смерти, не остановил
(совершающегося) на кресте таинства. Возвратившись же и найдя
учеников спящими, Господь обратился к Петру, говоря: так ли не
могли вы один час бодрствовать со Мною? (Мф. 26, 40) — то есть:
ты, обещавший идти (со Мной) даже на смерть, спишь вместе с
другими.
Перейдя на другую строну потока Кедрон, где был сад, Иисус вошел
в него с учениками Своими. Он имел обыкновение часто приходить
туда, почему знал это место и Иуда (см.: Ин. 18, 1—3), который,
взяв отряд воинов, пришел, и с ним множество народа, и, подойдя
к Иисусу, дал им знак целованием. Так они условились, потому что
много раз Христос, будучи преследуем, уходил незамеченным; как и
здесь Он Сам первый вышел к ним, спросив: кого ищете? (Ин. 18,
4), — и опять они Его не узнавали, но не из-за темноты, ибо были
с горящими факелами и светильниками, говорит евангелист (Ин. 18,
3), и в страхе отступили назад и пали на землю (Ин. 18, 6);
затем снова подошли, и Он Сам отвечал им: это Я (Ин. 18, 8).
Когда Иуда сделал им знак, Христос сказал: друг, для чего ты
пришел? То есть делай то, для чего ты пришел (см.: Мф. 26, 50).
И еще (сказал): как будто на разбойника вышли вы с мечами и
кольями, чтобы взять Меня? (Мк. 14, 48; Лк. 22, 52). Пришли же
они ночью, чтобы не сделалось возмущения в народе. Самый пылкий
— Петр извлек меч, так как на вечери они были приготовлены к
этому, и ударив первосвященникова раба, по имени Малх, отсек ему
правое ухо (см.: Ин. 18, 10). Иисус знал, что первосвященники
говорят, будто Он неправильно понимает и изъясняет закон, и
потому запретил Петру, — ведь ученику духовного мужа не подобает
применять оружие, — а Малхово ухо исцелил. (Тогда воины и
служители иудейские), взяв Иисуса, привели Его, связанного, во
двор первосвященника Анны, который был тесть Каиафе (см.: Ин.
18, 12—13). Там уже собрались все обвиняющие Христа фарисеи и
книжники. Здесь же произошло отречение Петра перед служанкой,
среди ночи петух запел в третий раз; и Петр, вспомнив (слово
Господа), горько заплакал. Под утро от Анны Христа привели к
первосвященнику Каиафе, где Иисус претерпел оплевание и куда
были призваны лжесвидетели. А на рассвете Каиафа послал Его к
Пилату. Приведшие Его, говорит (евангелист), не вошли в
преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы (можно было) есть
пасху (Ин. 18, 28). Поэтому предполагается, что первосвященники
и фарисеи, возможно, нарушили закон, перенеся Пасху, как говорит
божественный Златоуст[2]. Ибо им подобало есть ее в ночь (на
пятницу), но ради убийства Иисуса они отложили ее. А что именно
тогда они должны были вкушать ее, — показал Христос, Который той
ночью вначале ел пасху, а потом научил совершенному Таинству, —
или же (Он сделал так)[3] потому, что, как сказано выше, вместе
с законным прообразом подобало явиться и истине. И Иоанн (тоже)
отмечает, (что это произошло) перед праздником Пасхи (Ин. 13,
1).
Из-за того, что все сие совершилось тогда в четверг и его ночь,
мы (сегодня) и празднуем, благоговейно творя воспоминание тех
страшных и непостижимых дел и событий.
Христе Боже наш, по невыразимому Твоему милосердию
помилуй нас. Аминь.
[1] То есть древо Креста.
[2] На Мф. беседа 84.
[3] То есть ел пасху в ночь четверга, хотя положено было в вечер
пятницы; но Господь, как истинный Агнец и наша Пасха, в пятницу
хотел уже быть закланным — одновременно с прообразующим Его
пасхальным агнцем, — и потому заранее вкусил пасху с учениками
(см. также синаксарь в Великую Пятницу).
Источник:
Православие.ru
2 мая 2013 года
|