Поделись ссылкой с друзьями |
|
Синаксарь во Святую Великую
Пятницу
Стихи
на распятие:
Ты, Боже, жив — и умерщвлен на древе;
О, обнаженный труп — и Сын Живого Бога!
Стихи на разбойника, распятого со Христом:
Открыл разбойник затворенные врата Эдема;
Он вставил ключ — (молитву): помяни мя!
Во святую и Великую Пятницу мы совершаем (последование) святых,
спасительных и страшных страданий Господа и Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас.
Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница,
трость, губка, уксус, гвозди, копье, и после всего этого Крест и
смерть, — все это имело место в пятницу.
После того как Иисус, проданный другом и учеником за тридцать
сребреников, был взят, Его отвели сначала к первосвященнику
Анне, который отослал Его к Каиафе, где Господь был оплеван,
получал пощечины, вдобавок был унижен и осмеян, слыша: прореки
нам, Христос, кто ударил Тебя? (Мф. 26, 68). Туда же пришли и
лжесвидетели, искажавшие Его слова: разрушьте храм сей, и Я в
три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). А когда Он назвал Себя Сыном
Божиим, то архиерей разодрал одежды свои (в знак того, что) не
может терпеть богохульства. При наступлении утра Иисуса отвели к
Пилату; и иудеи не вошли в преторию, говорит (евангелист Иоанн),
чтобы не оскверниться, но чтобы (можно было) есть пасху (Ин. 18,
28). Или здесь под пасхой он подразумевает весь (семидневный)
праздник, или она и на этот раз была в положенное время (в
пятницу вечером), но Христос совершил законную пасху на один
день раньше, потому что в пятницу хотел быть закланным
одновременно с (пасхальным агнцем)[1].
Пилат, выйдя (к ним), спросил, в чем (они) обвиняют Иисуса, и
поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к
Ироду, а последний — снова к Пилату. Иудеи же стремились убить
Иисуса. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и распните, и по
закону вашему судите Его (ср.: Ин. 18, 31; 19, 6). Они отвечали
ему: нам не позволено предавать смерти никого (Ин. 18, 31),
побуждая Пилата распять (Его). Пилат спросил Христа, Царь ли он
Иудейский. Он признал Себя Царем, но Вечным, говоря: Царство Мое
не от мира сего (Ин. 18, 36). Пилат, желая Его освободить,
сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а
потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить им одного
узника, — но они выбрали Варавву, а не Христа (см.: Ин. 18,
38—40). Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде велел бить Его,
потом вывел к ним под стражей, одетого в багряницу, увенчанного
терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного
воинами, говорившими: радуйся, Царь Иудейский! (см.: Ин. 19,
1—5; Мф. 27, 29; Мк. 15, 16—19). Однако, надругавшись так, чтобы
утолить их гнев, Пилат вновь сказал: я ничего достойного смерти
не нашел в Нем (Лк. 23, 22). Но они отвечали: Он должен умереть,
потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7). Когда они так
говорили, Иисус молчал, а народ кричал Пилату: распни, распни
Его! (Лк. 23, 21). Ибо через позорную смерть (какой предавали
разбойников) иудеи хотели опорочить Его, чтобы истребить добрую
память о Нем. Пилат же, как бы пристыжая их, говорит: Царя ли
вашего распну? Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин.
19, 15). Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не
добились, то наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким
способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят:
всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19, 12).
Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать:
не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много
пострадала за Него (Мф. 27, 19); и Пилат, умыв руки, отрицал
свою виновность в (пролитии) крови Его (см.: Мф. 27, 24). Иудеи
же кричали: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); если
отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин. 19, 12). Тогда Пилат,
испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие
(ср.: Мф. 27, 26), хотя втайне и знал, что Тот неповинен. Увидев
это, Иуда, бросив сребреники (в храме), вышел, пошел и удавился
(см.: Мф. 27, 3-5), повесившись на дереве, а после, сильно
вздувшись, лопнул.
Воины же, насмеявшись над Иисусом и бив тростью по голове (Мф.
27, 27—30), возложили на Него крест; потом, захватив Симона
Киринеянина, заставили нести крест Его (ср.: Мк. 19—21; Мф. 27,
32; Лк. 23, 26; Ин. 19, 17). Около третьего часа, придя на
Лобное место, там распяли Иисуса и по обе стороны от Него двух
разбойников, чтобы и Он был причтен к злодеям (ср.: Мк. 15,
27—28; Ис. 53, 12). Воины разделили одежды Его из-за бедности
(их), бросая жребий о цельнотканом хитоне, причиняя Ему
множество всяческих оскорблений — не только этим, но и издеваясь
(над Ним), когда Он висел на кресте, говорили: э! разрушающий
храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. И еще: других
спасал, а Себя не может спасти. И еще: если Он Царь Израилев,
пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него (Мк. 15: 29—31;
Мф. 27: 40, 42). И если они действительно говорили правду, то
подобало им без сомнений обратиться к Нему, — ведь открылось,
что Он Царь не только Израиля, но и всего мира. Ибо для чего
померкло солнце на три часа, да еще в полдень? — Чтобы все
узнали о (Его) страданиях. Земля потряслась и камни расселись, —
чтобы обнаружилось, что Он мог это сделать и с иудеями; многие
тела (усопших) воскресли — в доказательство всеобщего
воскресения и для явления силы Страдавшего. Завеса в храме
разодралась (Мф. 27, 51), как будто храм гневался (разрывая свою
одежду) за то, что страдает Прославляемый в нем, и всем
открылось невидимое прежде (Святое Святых).
Итак, Христос был распят в третий час, как говорит святой Марк
(см.: Мк. 15, 25), от шестого же часа тьма была до часа девятого
(Мф. 27, 45; ср.: Мк. 15, 33). Тогда и Лонгин сотник, видя
солнце (померкшее) и другие знамения, (устрашился) весьма и
сказал: воистину, Он был Сын Божий (Мф. 27, 54; ср.: Мк. 15, 39;
Лк. 23, 47). Один из разбойников злословил Иисуса, а другой
унимал его, решительно запрещая ему, и исповедал Христа Сыном
Божиим. Вознаграждая его веру, Спаситель обещал ему пребывание с
Собою в раю (см.: Лк. 23, 39—43). В довершение ко всем
издевательствам, Пилат написал и надпись на кресте, гласившую:
Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19, 19). Хотя
(первосвященники) и не позволяли Пилату писать так, но что Он
говорил: (Я Царь Иудейский), однако Пилат возразил: что я
написал, то написал (см.: Ин. 19, 21—22). Потом Спаситель
произнес: жажду, — и Ему дали иссоп с уксусом. Сказав:
совершилось! — и преклонив главу, (Он) предал дух (см.: Ин. 19,
28—30). Когда все разошлись, при Кресте стояли Матерь Его, и
сестра Матери Его, Мария Клеопова, рожденная от Иосифа после
того как Клеопа умер бездетным; а также любимый ученик Господа
Иоанн (см.: Ин. 19, 25—26). Обезумевшие же иудеи, которым
недостаточно было видеть тело на кресте, просили Пилата, так как
тогда была пятница и великий праздник Пасхи, (приказать)
перебить у осужденных голени, чтобы скорее наступила смерть. И у
двоих перебили голени, потому что они были еще живы. Но, придя к
Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
но один из воинов, по имени Лонгин, угождая безумным, поднял
копье и пронзил Христу ребра с правой стороны, и тотчас истекла
кровь и вода (см.: Ин. 19, 31—34). Первое показывает, что Он
человек, а второе — что Он выше человека. Или кровь — для
Таинства Божественного причащения, а вода — для крещения, ибо те
два источника поистине дают начало Таинствам. И Иоанн, видевший
это, засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин. 19,
35), ведь написал присутствовавший там и видевший все своими
глазами; и если бы он хотел говорить ложь, не записывал бы того,
что считалось бесчестием для Учителя. Говорят, будто он тогда
собрал в некий сосуд Божественную и Пречистую Кровь из
источающих жизнь ребер.
После этих удивительных событий, как уже настал вечер, пришел
Иосиф из Аримафеи — также ученик Иисуса, но тайный, осмелился
войти к Пилату, будучи известен ему, и просил тела Иисусова
(ср.: Мк. 15: 42, 43; Ин. 19, 38); и Пилат позволил взять тело
(Ин. 19, 38). Иосиф, сняв его с креста, положил со всяким
благоговением. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде (к
Иисусу) ночью, — и принес некий состав из смирны и алоэ,
приготовленный в достаточном количестве (ср.: Ин. 19, 39). Обвив
(тело) пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи,
они положили его поблизости, в гробе Иосифа, высеченном в скале,
где еще никто не был положен (ср.: Лк. 23, 53; Ин. 19, 40). (Так
устроилось для того), чтобы, когда Христос воскреснет,
воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому
(лежавшему вместе с Ним). Смесь же алоэ и смирны евангелист
упомянул потому, что она очень клейкая, — чтобы мы, когда
услышим о пеленах и головных повязках, оставленных во гробе
(см.: Ин. 20, 6—7), не думали, будто тело Христово украдено: ибо
как можно было, не имея достаточно времени, оторвать их,
настолько сильно прилипшие к телу?
Все это чудесно совершилось в ту пятницу, и богоносные отцы
повелели нам творить память обо всем этом с сокрушением сердца и
умилением.
Замечательно и то, что Господь распялся в шестой день седмицы —
в пятницу, так же как и в начале в шестой день был создан
человек. А в шестой час дня был повешен на кресте, как и Адам,
говорят, в этот час простер руки, прикоснулся к запретному древу
и умер, поскольку подобало ему снова воссоздаться в тот же час,
в какой он пал. А в саду — как и Адам в раю. Горькое питие — по
образу (Адамова) вкушения. Пощечины означали наше освобождение.
Оплевание и позорное выведение в сопровождении воинов — почет
для нас. Терновый венец — устранение нашего проклятия. Багряница
— как кожаные одежды или наше царское убранство. Гвозди —
окончательное умерщвление нашего греха. Крест — древо райское.
Пронзенные ребра изображали Адамово ребро, из которого
(произошла) Ева, от которой — преступление. Копье — устраняет от
меня огненный меч (см.: Быт. 3, 24). Вода из ребер — образ
крещения. Кровь и трость — ими Он, как Царь, подписал красными
буквами (грамоту), даровав нам древнее отечество.
Есть предание, что Адамова голова лежала там, где был распят
Христос — Глава всех, и омылась истекшею кровью Христовой, —
почему это место и именуется Лобным. При потопе череп Адама
вымыло из земли, и кость плавала на воде, как некое явное чудо.
Соломон со всем своим войском, почтив праотца, покрыл его
множеством камней на месте, которое с тех пор названо
«постланное камнем». Величайшие из святых говорят, что, по
преданию, Адам был погребен там Ангелом. Итак, где был труп,
туда пришел и орел — Христос, Вечный Царь, Новый Адам, древом
исцеляющий ветхого Адама, павшего через древо.
Христе Боже, по чудному и неизмеримому Твоему милосердию
к нам, помилуй нас. Аминь.
[1] Объясняется, почему Господь с учениками ел пасху в четверг,
а иудеи — в пятницу (вечером).
Источник:
Православие.ru
3 мая 2013 года
|