На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

Иерей Максим Стыров:
Экономическое развитие – размышления о целях и ценностях

Философия по Булгакову

- о.Максим, с точки зрения экономиста развитие хозяйства — это безусловное благо или в данном процессе есть свои «но»?

- При изучении экономических явлений и процессов большое научное удивление специалистов вызывает факт непрерывного развития, которое состоит в последовательном расширении и усложнении сферы хозяйственной деятельности человека. Повсюду человек стремится более полно удовлетворить свои естественные потребности, сделать более комфортной среду обитания, усилить телесные и умственные способности, разнообразить внешние впечатления, избавиться от страданий и болезней и т.д. Проявляющееся в этих устремлениях хозяйственное развитие можно считать одной из сущностных черт человека, в природе подобного не наблюдается.

Одним из крупных современных мыслителей, стремившихся осознать и философски изложить проблему развития хозяйства, был священник и учёный Сергий Булгаков. В своём труде «Философия хозяйства» (1912 год), он видит смысл экономического развития в следующих моментах: естественная биологическая борьба за жизнь, процесс самореализации человека в творческой деятельности над природой и осуществление некоторого высшего творческого замысла о мире. Таким образом, хозяйственное развитие имеет вполне определенное назначение и оказывается благом для человека постольку, поскольку воспринимается как благо само бытие.

Но, с другой стороны, столь же очевидно, что хозяйственное развитие является благом не безусловным, не самодостаточным. Примеры многочисленны и общепризнанны: чрезмерное отдаление человека от естественной природной среды и даже разрушение её самой, специфические «цивилизационные» душевные и телесные недуги, межличностная разобщенность, девальвация смысла жизни из-за чрезмерных попечений о её материальной стороне, усиление неравномерности и цикличности развития и т.д.

Эти противоречия между идеальным видением хозяйственного развития и его практическим осуществлением особенно усилились в XIX-XX вв. с переходом экономического развития многих стран в фазу сверхбыстрого роста. Наряду с впечатляющими успехами в покорении природы, развитии медицины, внедрении всеобщего образования и социальной защиты с огромной остротой встали проблемы социальные, экологические, а главное – антропологические.

Разница в доходах - 17 раз

- Скажите: наша цивилизация приблизилась к пониманию, каким должен быть человек, в чём цель его бытия?

- Вопрос до сих пор остается открытым. Мы живём в эпоху потребления. Отец Сергий Булгаков ещё 100 лет назад писал, что современность болеет «экономизмом», т.е. любит богатство и верит в него даже больше, чем в человеческую личность. Это очевидно и общепризнанно. Приведу для примера несколько характерных цифр. Лишь за десять лет, с 2001 по 2011 годы, в расчете на одного человека величина денежных доходов населения России увеличилась в 2,5 раза, число зарубежных туристических поездок – в 7,4 раза (в т.ч. в Египет – в 11, Турцию – в 5 раз), количество бытовой техники в домашних хозяйствах: телевизоров – в 1,5 раза, компьютеров – в 8, кондиционеров – в 10 раз. Автомобилей стало вдвое больше. Казалось бы, качество жизни растёт и нужно радоваться. Но обратная сторона медали не столь благостная. И вот примеры тому: почти две трети всех преступлений связаны с экономической сферой – кража, разбой, грабеж, мошенничество, коррупция, незаконный оборот наркотиков. Даже официально регистрируемая разница в доходах 10% самых богатых и самых бедных граждан достигает 17 раз, что вдвое больше нормального уровня. Современное потребление удваивается за считанные годы, приближаясь к кривой бесконечного роста. В XXI в. происходит переход от экономики масштабов к экономике разнообразия, что меняет форму, но не меняет самой сути общества потребления.

- То есть количество не перерастает в качество?

- К сожалению да, и всё это заставляет задуматься об идейных основаниях хозяйственной эволюции, попытаться найти и обозначить те грани, которые отделяют нормальное экономическое развитие от нездорового, созидательное от потребительского и разрушительного.

- Согласитесь, что двигателем роста благосостояния современного человека является всячески поощряемый посыл «Цель оправдывает средства». Как переориентировать его на настоящие ценности? Что советует экономическая наука?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно пояснить, что любая наука представляет собой ограниченную область знаний, нуждается в определенных идейных предпосылках или верованиях, которые не могут быть логически обоснованы ей самой, т.к. находятся за пределами рационального познания. Наука не способна их обосновать и опровергнуть, она может лишь принять те или иные из них как аксиому и на их фундаменте возводить своё здание логических построений, способствующее реализации на деле этих ненаучных положений. Вопрос о целях экономического развития относится как раз к данной области. Находясь вне границ рационального научного поиска, он тем не менее оказывает огромное влияние на всю ценностную установку теории и практики хозяйствования.

К XX веку окончательно оформляется общество, в котором высшие духовные интересы уступают место идеалу земного благополучия, хотя бы и широко понимаемому: материального достатка, безопасности, отсутствия страданий и болезней, социальной справедливости и т.д. Научно-технический прогресс получает мощный импульс, а экономическая наука обращает все свои усилия на поиск инструментов и методов достижения данной цели, иначе говоря – на решение задачи экономического роста. Возможно, это и является глубинной духовной предпосылкой стремительного развития человеческой цивилизации в Новейшее время. Так, академик РАН С.Ю.Глазьев пишет: «Духовное состояние "Homo oeconomicus", вся мотивация которого сводится к максимизации прибыли, оказалось весьма эффективным толчком для развития экономики ... и стало ведущим двигателем экономического подъема протестантских обществ, который вывел европейскую цивилизацию из средневековой спячки на путь быстрого экономического роста».

Главное — жить по правде

- Куда придет общество, которое превращается в сплошной желудок, способный лишь переваривать потребленное? Не тупик ли это?

- Думаю, что потребление, рассматриваемое как самоцель, в отрыве от высших духовных и нравственных идеалов, весьма чревато. Уже в наше время несостоятельность прежней парадигмы «потребительского» развития стала весьма заметной. Экономическая наука по сравнению с первыми двумя десятилетиями рыночных реформ всё чаще стала обращаться от поиска способов обеспечения экономического роста к осмыслению его целей и ценностей, пересмотру его идейных оснований. Вопросы духовности и нравственности стали играть всё большую роль в работах учёных-экономистов. «Главное – жить по правде, тогда богатство и процветание придут. Рассмотрение экономической свободы как главного фактора хозяйственного развития при бездуховности способно разрушить общество», – так пишет академик РАН В.Л.Макаров, и его можно считать выразителем настроения многих современных учёных. Усиливается внимание к многовековому опыту культуры и мировых религий, который мог бы дать твердую идейную основу новой эпохи развития хозяйства. По аналогии с физикой и другими естественными науками, в экономике, возможно, назревает некий синтез научного и ненаучного знания, способный преодолеть ограниченность того и другого и привести человечество к целостному и ответственному восприятию мира.

- Если, опираясь на православное христианское мировоззрение, обозначить грани, отделяющие здоровое экономическое развитие от нездорового, можно ли вывести формулу гармоничного развития человека и общества в целом?

- Наверно, да. Первая такая грань кроется в дилемме «цель-средство». Экономическое развитие никогда не должно быть самодовлеющей ценностью, не должно рассматриваться как высшая и достаточная цель земной жизни человека, но призвано всегда быть средством, служить другому, высшему идеалу. И поскольку оно служит ему, способствует его достижению – постольку оно оказывается полезным и благим. Т.е. критерий правильности экономического развития – не в нём самом, а в его соотнесённости с вышестоящей целью. «Важно, говоря об экономике и росте благосостояния, не забывать об их высшем предназначении – служить материальной основой для духовного роста личности, служить общему благу – материальному и духовному, не препятствовать, а помогать спасению человека», - говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Цель жизни человека не может состоять лишь в самой жизни, в существовании ради себя самого, она должна позиционироваться вне конкретной личности. Христианство видит эту цель в деятельной любви и обретении единства человека с Творцом и с другими людьми, причем эти два вектора неразрывно связаны: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12, 30-31).

Поэтому когда экономическая сфера развивается и это развитие служит достижению данной цели – улучшается культурная и коммуникативная среда, появляется возможность сократить объём физического труда в пользу духовного, увеличиваются масштабы милосердия и взаимопомощи как проявления любви, сокращаются бедствия и страдания, а главное – сам человек возрастает в духовном и нравственном плане – это является благом. Если же точка приложения энергии человека находится в нем самом, лишь в своих чувственных и низших душевных удовольствиях, в обустройстве жизни не как Школы, но как места, где будем «есть, пить и веселиться, ибо завтра умрём», то это неверное, губительное содержание экономической деятельности.

«Белка в колесе»

- На вопрос о том, для чего нужно делать карьеру, современный молодой человек нередко отвечает – для большего заработка. Заметьте: не для своей полезности обществу, а в целях личной материальной выгоды. Для чего власть? Ответ аналогичный. Так сказать — за что боролись. Чем это опасно?

- Когда материальные интересы занимают в системе ценностей человека неподобающее – господствующее место, теряется свобода духа, и человек фактически начинает служить вещам, вместо того чтобы они служили ему и его намерениям. Трагедия в том, что ложная цель роста ради самого роста, не увязанная с высшими идеалами, фиктивна, виртуальна. Достижение некоторой её ступени (доходности, благосостояния) даёт человека лишь кратковременное удовлетворение, а затем манит к новым вершинам, в результате чего человек оказывается «белкой в колесе».

Идеология «потребления» видит если и не смысл, то одну из главных ценностей человеческой жизни во всё более полном удовлетворении материальных потребностей. Классическая формула предпринимательства «спрос рождает предложение» трансформировалась в маркетинговый девиз «предложение рождает спрос», т.е. развитие экономики нацелено уже не только на удовлетворение естественных потребностей, но и на создание новых. Не это ли привело к ценностной опустошённости современного человека и бесчисленным экологическим проблемам? Духовное же восприятие мира состоит в том, что материальный достаток сам по себе не делает человека счастливее: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Для здоровья как тела, так и души не только не следует увеличивать потребности, но, напротив, ограничивать их, упражняться в воздержании.

- Логика акционерных обществ предельно проста. Создаваемые для получения максимальной прибыли, они и стремятся к поставленной цели. А что следует после ее достижения не так уж и ясно.

- К сожалению, приходится констатировать, что в современной хозяйственной системе зачастую рост понимается как самодостаточное благо, не обосновывается никакими вышестоящими идеалами или оправдывается сомнительными. Таковы, на наш взгляд, многочисленные исследования факторов экономического роста, не сопровождаемые размышлениями об использовании его плодов, такова привычная трактовка цели деятельности предприятия как «роста объёмов продаж», «максимизации прибыли» и «повышения благосостояния акционеров» без чёткого осмысления возможностей применения этих результатов, таковы многие государственные программы и стратегии развития, в которых задачи роста благосостояния стоят на первом месте и слабо увязаны с решением конкретных проблем.

- Тогда в чем смысл неуклонного роста материальных благ?

- Экономическое развитие обретает свой смысл лишь в качестве средства реализации более высоких целей. Нужно еще раз подчеркнуть, что важно не только наличие этой внешней цели, но и, безусловно, её суть, содержание. Иначе говоря, необходим анализ намерений, с которыми совершается то или иное практическое действие. Все объекты деятельности человека, в т.ч. и относящиеся к экономической сфере, нравственно нейтральны, не являются сами по себе благом или злом, но становятся тем или иным в зависимости от свободной воли человека, стремления употребить их на созидание или на разрушение. Как емко выразился профессор Николай Фиолетов: «В самой природе вещей нет зла. Зло есть лишь следствие греховной, злой воли и заключается не в вещах, а в извращенном, неправильном пользовании ими».
Правда, и само различение добра и зла не всегда очевидно и легко, оно требует непрерывного духовного совершенствования. И второе: добрые намерения еще не гарантируют благих последствий (как это показал пример атомных электростанций, телевизоров, проектов переброски рек и многих других продуктов научно-технического прогресса), поэтому прогресс должен соответствовать мере ответственности человека, его способности полноценно управлять создаваемыми искусственными объектами. Иными словами, неразумно уповать на решение всех существующих проблем общества лишь за счёт развития науки и техники, не обеспечивая это адекватным прогрессом в моральном облике людей.

Чего не построишь на несчастье других?

- Как понять, правильным путем идет развитие или неправильным? Что на этот счет говорит наука?

- Один из способов, позволяющих различать «правильное» и «неправильное» экономическое развитие – это анализ его влияния на других людей и природную среду. Устойчивым является лишь такое развитие, которое, созидая жизнь одного, не разрушает жизни других.

В более широком смысле, при анализе экономического развития тех или иных субъектов (людей, предприятий, регионов, стран) следует обращать внимание и на динамику благосостояния окружения. Правильное развитие должно как минимум не ухудшать, а в идеале – происходить гармонично со всем внешними и внутренними сторонами, и не только живущими, но и будущими. Если же развитие происходит не за счёт своего труда, но за счёт ресурсов окружения (обнищания определённых социальных групп, снижения прибыли или банкротства предприятий-партнёров, отставания в развитии соседних стран и т.д.), то оно, во-первых, безнравственно, а во-вторых, как показывает жизнь, саморазрушительно, подрывает экономический и социальный базис собственного существования непомерно растущего субъекта.

Такой искажённый тип экономического развития часто можно встретить в наше время на всех уровнях – от личностного до глобального, о чём свидетельствуют зашкаливающие показатели дифференциации доходов населения, огромная неравномерность в рентабельности и платежеспособности предприятий, резкие различия в социально-экономическом положении городов и регионов (особенно по линиям «центр-периферия», «город-село», «добыча-переработка») и целых стран. Конкретные формы и механизмы возникновения и поддержания такого процветания одних за счёт других могут быть различны: от «законных» рыночных ценовых механизмов, до монополизма и построения локальных и глобальных финансовых пирамид, а в крайнем проявлении – прямого открытого или тайного присвоения чужого имущества преступным путём. Очевидно, как с этой точки зрения выглядит и истребление многих видов животного и растительного мира в последние столетия, переход к выработке энергии за счёт невозобновляемых источников, повсеместное экологическое загрязнение и т.д.

Ищите ... идею!

- Если одним можно все, а другим ничего, то рано или поздно это чревато революционными последствиями. Во всяком случае — силовым давлением. Что мы в своей недалекой истории уже проходили.

- Приобретение материальных благ без адекватной трудовой отдачи, без приложения собственных усилий к созданию ценностей (конечно, это не касается объективно нетрудоспособных членов общества) - таких примеров сегодня множество: ростовщичество (получение сверхдоходов от предоставления денежного капитала), спекуляции на товарных и финансовых рынках, тунеядство и недобросовестный труд, взяточничество и т.д. Наверное, здесь наиболее ярко проявляется сущность того, что именуется потребительским отношением к действительности: желание получать больше, чем отдавать.

Как пишет о.Сергий Булгаков, в труде есть две стороны – объективная и субъективная. Труд является не только источником материальных благ, но и «живой связью, мостом, выводящим я в мир реальностей и неразрывно соединяющим его с этим миром». Однако в наше «сытое» время понятие труда зачастую сужается лишь до одной его стороны – производительной, причём эта сторона возводится в ранг высшей ценности. Вторая же сторона, заключающаяся в самореализации и самовоспитании человека, сильно нивелируется, а иногда и совершенно игнорируется. В своём крайнем развитии это искажение приводит к существованию сверхдоходного законного или подпольного «бизнеса»: от продажи алкогольных напитков и табачных изделий до незаконной торговли оружием, наркотиками, организации азартных игр и т.д.

Каким видится выход из сложившейся неудовлетворительной ситуации в хозяйственном бытии современного человека? Можно сформулировать рекомендации и для правительства и для организаций. Но самое главное – это личное посильное освобождение от диктата материальных интересов, приобщение к высшим духовным идеалам. Обозначенные проблемы не непреодолимы, но нельзя отрицать и их значимости и необходимости решения. Это, скорее, вызовы, побуждающие человека утверждаться в добре непрестанно, в любых социально-экономических условиях.

- Подводя итог нашей беседы, что все-таки нужно предпринять? И, главное, можно ли повлиять на ситуацию и тенденции?

- Современный этап развития хозяйства характеризуется резким увеличением темпов роста материального благосостояния, исходная предпосылка чего видится в переориентации интересов от духовных ценностей к идеалам земного благополучия. Но развитие хозяйства носит во многом искажённый характер, не отвечающий интересам самого человека и заключающийся, во-первых, в утрате из поля зрения высшей цели, оправдывающей экономический рост, и бессмысленной трактовке последнего как главной и самодостаточной ценности, во вторых, усиливающемся разрыве единства людей друг с другом и с окружающим миром и возникающими отсюда обогащением одних за счёт других и за счёт разрушения природы, сильной ориентацией экономического развития на эгоистическое удовлетворение низших потребностей, а также нездорового и губительного соперничества. Исправление ситуации возможно в первую очередь посредством личного духовно нравственного преображения каждого человека, приведения им своей воли в согласие с другими людьми, окружающей средой и высшими целями мироздания, а также посильного совершенствования мира вокруг себя. Необходима новая модель научно технического и социально экономического развития, синтезирующая в себе лучшее из духовного опыта человечества с возможностями современной науки и практики, способная обеспечить гармоничное существование человека на Земле и реализацию им своего предназначения.

Интервью газете Печорское время

17 ноября 2013 года

 

На главную страницу