Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Сергей Худиев: Не произноси имя Его напрасно
Одна
из десяти заповедей говорит: «Не произноси имени Господа, Бога
твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто
произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства,
в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно,
тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих
целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В
притчах благочестивый человек просит: «Двух вещей я прошу у
Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от
меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным
хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал:
“кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять
имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).
Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его
выпрашивать деньги именем Божиим.
Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым
и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог
открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то
указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел
беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление
Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.
Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой,
тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют
«критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с
точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их
нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха,
и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений
окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего
всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон
заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком
лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!»
(«Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате
Швейке».
Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто
не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все
остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою
сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными
требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно,
всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне.
Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев
и огорчение.
Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это
и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом
деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя
за представителя президента, передавать какие-то указания от его
имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за
мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против
порядка, установленного в земном государстве. А употребление
имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа
мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари
и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.
Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам,
невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов
могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили
советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он
есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная
уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.
Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной
стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами
грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так
и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы;
как обижают, так и терпят обиды.
Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не
видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.
Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет
примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной
гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет
примирения и исцеления разрушенных отношений.
Как говорит Апостол,
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и
давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе
примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал
нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и
как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим:
примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас
[жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред
Богом» (2 Кор. 5:18–21).
Сергей Худиев
Православие.ru
1 апреля 2014 года
|