На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

Про домашнее христианство.

  
Знаете, мне, как человеку, который пришел к православию через "прогрессивный атеизм", всегда очень интересны истории людей, которые от веры пришли к атеизму. При этом те самые банальные атеистические аргументы, которые я сама переросла, эти люди воспринимают как гениальное откровение.

И я начала искать общее в этих историях а-ля "я прочитал Докинза и мой внутренний мир перевернулся". И я заметила одну общую вещь: "я молился, постился, слушал радио Радонеж, причащался не реже двух раз в месяц и окормлялся при монастыре, а потом понял, что попы жадные, а вера - это ерунда". Финиш.

Я начала думать: не, ну ладно те, кто никогда и не верил. Но как же так, я в вере нашла нечто гораздо более оригинальное, прогрессивное и свежее, чем плоская атеистическая картина мира - а вот эти люди умудрились с самой высоты христианского благочестия свалиться в тот самый плоский и унылый для меня атеизм.

И я покопалась и нашла в этих историях второе общее: "я развожусь с мужем", "я не могу найти жену", "у меня не клеится с девушками", "у меня были проблемы на работе". Конечно, не все люди достаточно откровенны, чтобы так сказать напрямую, многие упоминают об этом вскользь.

Но для меня это все значительно прояснило. Человек теряет веру вовсе не от того, что мало постится и причащается, а потом уж и совсем откровенно скатывается в грех на бытовом уровне. Человек теряет веру, потому что никак не может начать практиковать христианство на бытовом уровне: не может и даже не особо старается применить христианские принципы в самых простых жизненных ситуациях. И то, что он окормляется при монастыре и ходит в храм по три раза в неделю, ему не особо помогает. Потому что христианство не отвечает на его самые жизненные вопросы: что делать, кто виноват, как стать счастливым. И получается, что внешне человек становится глубоко погруженным адептом, а внутренне не особо меняется.

По всей видимости, слишком велико оказывается искушение внешнего благочестия: а я хорош а я все службы посещаю и все посты блюду, вот как я возрос в христианстве! Это у меня еще поучиться надо. Вот он и повод для гордыни. При этом человек не чувствует изменений и улучшений в своей обычной жизни – и вот она, почва для сомнения. Я же все делал как надо! Где же результат?! А какой результат, если вышел из храма - и сразу расслабился.

Приятно быть "хорошим христианином", совершать понятные действия, учить старославянский и биографию святых – но смирением не награждают по результатам экзамена по истории церкви или по зачету посещений служб. Смирение приходится трудно и тяжело тренировать в совершенно банальных ситуациях, в серых декорациях хрущевки, офиса или автобусной остановки - а не среди икон и колонн. По мне, так отстоять службу легче, чем лишний раз не сорваться на мужа. Обставить иконами тумбочку проще, чем не нагрубить продавцу в аптеке.

Честно признаюсь, что я – обыкновенная захожанка, как раз из тех самых 80% православных, которые в храме только повенчаться/покреститься/свечку поставить, ну может раз в полгода причаститься. Я в этом плане совершенно не пример для подражания. Я завидую тем, кто ощущает на службе радость и вдохновение. Я могу порадоваться на службе первые 20 минут, потом переминаюсь с ноги на ногу, у меня начинают болеть ступни и коленка, я начинаю поглядывать на часы и тихо ненавидеть все вокруг, а на выходе с облегчение вздыхаю. Мне впору пугать себя: "Даша, скажешь гадость мужу – пойдешь в вс на службу".Но когда меня спрашивают, а есть ли у меня сомнения на тему веры, у меня это вызывает недоумение - конечно, нет. А когда при мне критикую Православную церковь и "жадных попов", я честно говорю, что не мне, захожанке, с моими грехами критиковать Церковь.

Потому что мое христианство со мной каждую минуту. Я тихонько каждый день ползу (куда там идти) в обозначенном направлении. Каждая гадость, сказанная мужу - повод для смирения. Для меня христианство - это вот это переламывание себя день ото дня, а не радостное "торжество христианства" в строго отведенное время в строго отведенном месте. Поэтому в разговорах с людьми я вообще побаиваюсь упоминать имя божие всуе - неужели по мне будут судить христианство? Если напрямую не спросят, лучше промолчать. И ползти себе потихоньку дальше. Не грубить мужу, затыкать старательно себе рот при общении со свекровью, не срываться на ребенка, не спорить с мамой, не говорить втихаря гадости про коллег.

Тут недавно прочитала историю, как один священник восстанавливал храм и забросил семью, дело чуть не дошло до развода. Ну я представляю эти их диалоги: "Ты неделями дома не бываешь, я мужа не вижу!" – "Я храм строю, божье дело делаю, вон на известку не хватает, а ты тут со своими бабьими мелочами!" А отец Иоанн Крестьянкин этому священнику устроил нагоняй: его мнение было, что "домашнее христианство", отношения с женой, в семье – и есть основой христианской жизни, и никакое "божье дело" – не оправдание для того, чтобы эти отношения запускать. Домашний храм семьи, оказывается, важнее каменного храма, и жертвы и службы в этом храме важнее! Вот где основа христианской жизни и основа веры. И если в этом "низменном быту" дела плохи, то и веру потерять недолго. Если не можешь договориться с мамой или женой, то значит христианская идея "прощения врага" вообще останется пустым звуком. И останется человек либо "православным по привычке", либо - если он искренен сам с собой - и вовсе может отойти от Церкви. Потому что вера без дела мертва.

Даша

31 марта 2015 года

 

На главную страницу