На главную страницуПравославная блогосфера

Ирина Балдычева

 православная, уроженка г.Ухты, Россия
статистик фармацевтической компании Астразенека (AstraZeneca LP), штат Делавар, США
вице-президент Делаварского отдела Американского Статистического Общества
(American Statistical Association, Delaware chapter)


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
 

Православная Церковь как хранительница премудрости Божией

По проповеди Отца Джейсона (Father Jason Kappanadze)

Дед о. Джейсона был одним из тех православных миссионеров, которых посылали из России в начале двадцатого столетия проповедовать благую весть в далёкую Америку. По иронии судьбы его отец, с грузинскими православными корнями, родился на американской земле. После окончания миссии, как раз перед началом революции, вся семья вернулась в Москву. Но вскоре, в 1921 году, вынуждена была покинуть Россию из-за угрозы репрессий над семьями священнослужителей. Он сам уже родился в Америке. Отец его был известным православным священником в Кливленде. Несмотря на богатую православную родословную, духовная карьера не привлекала молодого человека. Родные очень переживали, но тактично не отвергали его свободной воли в выборе жизненного пути. Он выбрал популярную и востребованную профессию специалиста по маркетингу. Получил диплом и успешно работал в различных бизнесах. С течением времени он добился профессионального успеха, убеждая покупателей приобрести ту или иную продукцию фирмы. В то время, ему казалось, он понимает, знает и может прогнозировать нужды людей. Но с приходом зрелого возраста мир маркетинга потерял для него всякий интерес и смысл. В 35 лет, в один день, из тех его редких посещений Православной Церкви, он уверенно решил изменить свой жизненный путь. Закончил Православную семинарию, стал священником, и как он шутит в своих проповедях – сейчас занимается маркетингом Христа ( marketing of Christ).

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16)

Отец Джейсон из церкви Святой Троицы ( Holy Trinity Orthodox Church) начал свою проповедь с актуального вопроса к нашим прихожанам: способны ли мы, православные, говорить с окружающими людьми о традициях Православной Церкви от Апостольского предания? Если мы не знаем и не готовы защитить традиции Церкви, то срочно нужно приобретать знание об этих традициях из всех возможных источников: труды Святых отцов, фильмы, книги, записи, но первое — это посещать церковную службу с пониманием происходящего. Если мы будем искренне верить и разделять свою веру с другими, посещать церковь и молиться, то Господь Сам направит нашу жизнь в правильное русло. Хотя тема проповеди была «Где вы мудрые мужи?», но приобрести Божию премудрость невозможно без Церкви. И так, какова же роль Церкви в современной жизни...

На практике, современного человека трудно убедить, что ему нужен Спаситель. Он зарабатывает деньги, имеет машину, дом или квартиру, платит страховку, и т.д., и как-то даже неудобно говорить о человеческих грехах и нечистоте, возможно даже он воспримет эти слова как оскорбление. Современные люди в большинстве игнорируют мудрость Святых отцов, которую даёт нам Церковь. Отсюда все нестроения современной жизни. К тому же, развитие технологического прогресса не уменьшает число проблем для человека. В современной западной медицине даже появился новый термин “pressure of life”, который указывается в причинах психических заболеваний. Человек не всегда способен выдержать разрушительного действия прогрессирующей цивилизации. Он всегда под угрозой быть раздавленным современными проблемами жизни. Церковь – это тот причал, который помогает выдержать напор и давление разрушительных сил этого мира. Сегодня человек нередко очень горд и одинок, он может годами не разговаривать со своими родными, или говорить с гордостью о том, что он очень любит животных, но только не людей. Человеческая гордость не позволяет ему принять простую мысль о том, что он нуждается в помощи и милости, которая выше человеческой. Иногда такой человек посещает Церковь, но только просит у Бога своего личного комфорта, не вникая в Божью премудрость. Он не хочет служить Господу, выполнять Его заветы, но ждёт, чтобы Господь выполнял все его желания. Такой человек не обеспокоен красотой Божией истины, создавшей вселенную.

И самое время подумать снова, так что же даёт нам Церковь? Конечно же, мудрость Святых Отцов, данную и охраняемую Святым Духом. Мудрость Животворящего Креста Господня. Его Воскресения: победы жизни над смертью. Господь любит нас и поэтому передаёт Свою мудрость нам о том, как Он действует и работает. Церковь хранит Божию премудрость и учит нас как поместить это сокровище в наше сердце. Людская «премудрость» не является Божией, уводит от Бога, Его любви, и становится причиной всех неприятностей, бед, злоключений для людей. Как писал царь Соломон о Боге:

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; (Притч. 2, 6:15)

Сразу после таинства крещения Человек готов к новой жизни, к изменениям, к восприятию мудрости Божией. Он становится храмом, вместилищем Святого Духа. Чаяния христианина могут быть объяснены краткой молитвой Святому Духу:

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, и́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю! Прииди́ и всели́ся в ны и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Божия истина передаётся нам через дары во время Божественной Литургии. Господь нам даёт бесценную истину для всех народов, во все века, на все времена. Мы молим Божий Дух действовать в нас. Просим Его: научи меня творить добро, научи прощать и любить, очисти меня от всех неправд, зла, живи во мне, и спаси меня. Ибо без Него не можем делать ничего. В этом сокровище Благодати Божией, Его любви к людям. В этом премудрость Православной Церкви.

Книга пророка Иеремии, глава 18, напоминает нам, что Господь верит в нашу способность к преодолению “упорства злого своего сердца”, к изменению - исправлению от злых помыслов и поступков. Для этого Господь даёт благодать (в христианстве - помощь, покровительство, исходящие от Бога и ниспосылаемые верующим посредством Святого Духа) и милость верующим людям для изменения; и если не получилось с первой попытки, то даёт шанс на вторую, третью, и четвёртую... Он утверждает, если целая нация отвернётся от дьявольских путей жизни, то разорение не придёт на ту землю. Представьте, целые нации способны к Божественному преображению: измениться и начать заново жить!

Премудрость Божия и есть та истина, которая как бриллиант сверкает своей чистотой. А Православная Церковь - как золотая оправа для этого бриллианта. Она обрамляет, крепко держит и бережно хранит Божью истину в полном сиянии для всех.


Ди Пеннок “Кто Бог? Кто я? Кто ты?”

Хочу представить читателям русский перевод книги Ди Пеннок “Кто Бог? Кто я? Кто ты?”.
Кратко об истории русского перевода этой книги:

Так сложилось, что наши родители, поколение, прожившее при Советах, никогда не посещали церковных служб, не имели понятия о молитвах, о православной семье, и поэтому были не способны передать реальные знания о православной жизни своим детям, то есть нам. Хотя может быть, они считали себя, по праву рождения, православными, но при этом никогда серьёзно не верили в Бога. И вот результат, мы – «перестроечное» поколение, которое уже близко к переходу в пенсионный возраст, с большим трудом вынуждены добывать эти знания самостоятельно, где только предоставляется возможным. Заметьте, «перестройка», объявленная первым российским президентом, уже длится почти четверть века, и с большим трудом стыкуется с Православной жизнью. Когда наша семья, волей судьбы, из Ухты попала заграницу, то мы с удивлением обнаружили, что здесь очень много делается для утверждения Православия. Чем же характеризуется православная жизнь для простого американца: посещение воскресной службы является нормой для американской семьи, православные люди каждодневно стараются жить согласно православным законам, участвовать в церковной жизни, исповедоваться, причащаться, помогать друг другу, общаться, воспитывать детей в духе Православия. И это не отвлеченная теория, а живая жизнь. Православие в Америке объединяет людей из всех уголков земли, всех стран, и всех народов, разных языков, в одном церковном приходе для поддержки друг друга к жизни во Христе. Им не надо объяснять, что чем сильнее Православная церковь, тем сильнее у людей иммунитет к любому негативному влиянию от окружающего мира. Хорошо известно, одним из главных трудов православного христианина является борьба со своими личными страстями. Надо сказать, это каждодневный упорный труд. Из моего опыта, иногда в определённый момент приходит ощущение бесконечного «топтания на месте»: регулярная исповедь не приносит облегчения, и кажется, что усилия исправить себя, свою жизнь, тщетны. Каждый раз приходится наблюдать за собой то, что не совсем приятные жизненные ситуации повторяются как зацикленные. В один из таких моментов, я почувствовала большое разочарование, беспомощность. И тогда, о. Андрей, настоятель нашего прихода, посоветовал мне прочитать эту книгу. Он уверенно сказал, что «если ты смогла получить здесь второй диплом, на английском языке, то сможешь прочесть и эту книгу». Сам он познакомился с этой книгой, когда учился на третьем курсе семинарии, и с тех пор определил ей место в разряде своих «любимых». После нашего разговора, прочитав эту книгу в первый раз, я продолжала перечитывать её, вероятно, не меньше десятка раз, пока почти выучила наизусть. Ведь это замечательная книга учит нас как нам вернуться к нашим корням, к истинному пониманию Православия, к Жизни. Очевидно, не всякий способен после восьми часового рабочего дня прочитать шесть томов «Добротолюбия». Но одолеть эту тонкую книжку очень легко. И после этой книги, хочется читать и читать дальше – книги Святых отцов, о Православной службе, Библию, и все, что связано с любимым Православием. А главное – эта книга помогла мне понять мои проблемы. Однажды в нашем разговоре промелькнула мысль, что хорошо бы перевести эту книгу на русский язык, и тогда тысячи новых людей, возможно, нашли бы в ней что-то полезное для себя. И так, в результате не только моих усилий, но и ряда людей, которые помогали мне, проект завершился успешно. Я рада возможности выразить большую благодарность всем, кто участвовал в осуществлении этого проекта. Изначально, нашим общим желанием, а также, одним из пожеланий Ди было поместить русский перевод этой книги в Интернете для свободного доступа всех читателей из России. И вот, желаемое произошло, книга перед вами, свободно читайте, перечитывайте, наслаждайтесь, надеюсь, что знакомство с этой книгой для вас будет легким и приятным.
Кратко об истории английского оригинала книги " Who is God? Who am I? Who are you?" by Dee Pennock, copyright 1973 by Dee Pennock; reprint 1983, 85,89, 2000, 2005:
Впервые книга была выпущена в 1973 году, Свято-Тихоновским издательством, США. И далее регулярно переиздавалась до 2005 г. Ди Пеннок использовала темы дискуссий и свой краткий конспект для проведения церковных Воскресных уроков для молодёжи как основу написания этой книги. Молодые слушатели поддерживали её в желании издать эти материалы и сделать их доступными для других Православных приходов. Именно ученики предложили ей название для будущей книги: “Кто Бог? Кто я? Кто ты?” Таким образом, Ди Пеннок, работая со своим молодёжным классом после каждой Воскресной Литургии, создала эту книгу. Одними из первых, кто вдохновлял и поддерживал её на этот труд, были о. Владимир (Борщевский) и о. Георгий (Флоровский). В те времена, о. Владимир был деканом студентов Свято-Тихоновской семинарии и ответственным за первое издание этой книги.
Позже, через несколько лет Греческая Православная Церковь взяла на вооружение эту книгу, и ввела ее в обязательную программу для чтения всем учащимся старших классов греческой школы. Книга получила довольно широкую известность. Кратко об авторе: Ди Пеннок перешла в Православие в двадцатилетнем возрасте после прочтения полного собрания томов «Добротолюбие» (греч. φιλοκαλείν—Филокалия) в компании Макмиллан в Нью-Йорке, где она работала после окончания Стэнфордского Университета. В настоящее время она в прекрасной форме - жизнерадостна и полна творческих планов, продолжает писать книги, и радовать читателей новыми изданиями, несмотря на свои восемьдесят шесть лет.

Скачать книгу в формате pdf (1,5 Мб)


На главную страницуПравославная блогосфера