Поделись ссылкой с друзьями |
|
Торжество Православия
В
первую неделю (воскресенье) Великого поста Православная Церковь
празднует День Торжества Православия. История установления этого
Праздника такова:
После церковного собора, осудившего иконоборцев и
восстановившего иконопочитание в империи, императрица Феодора
устроила церковное торжество, которое пришлось на первое
воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году. По свидетельству
церковного историка Карташёва, один из византийских летописцев
описал это событие таким образом:
«Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и
собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов,
клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с
честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого
Поста.
И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам
царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со
всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе
двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и
святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так
называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного
многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον (Господи,
помилуй) возвратились во святой храм для совершения божественной
таинственной литургии с великой радостью и торжеством.
И таким образом восстановлены святые и честные иконы для
почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же
самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и бывшими
при нем тогда митрополитами и преподобными подвижниками
постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста
праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и
честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы
одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя.
В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира,
и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье
Великого поста Православная церковь торжественно празднует
восстановление иконопочитания, именуемое Торжество Православия.
Торжество Православия. 2013 год.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
Поучение в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия.
Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера
православная, сия вера вселенную утверди!
За
что мы любим Православие и Православную Церковь? В дни Своей
земной жизни, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос
объединил около Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих
особо приблизил к Себе апостолов.
Из верующего во Христа народа и стала складываться со дня святой
Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов — первые
руководители этой Церкви, ее пастыри и учители.
Нелегка была их задача. Нужно было не только научить истинам
веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство, но
одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову
апостола, этим ересям “надлежит быть” (1 Кор. 11, 19), чтобы
явились “искусные”, то есть наиболее правоверные и стойкие из
уверовавших во Христа. Победа правоверия была закреплена в
постановлениях Вселенских и Поместных Соборов.
С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселенский Символ веры,
который мы слышим в наших храмах за каждой Божественной
литургией.
Этот символ с 842 года Святая Церковь особо торжественно
провозглашает в день Торжества Православия, то есть в
сегодняшний день в особом молебном чине словами: “Сия вера
апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия
вера вселенную утверди”.
Благочестивые слушатели! Наша вера потому называется
апостольской, что неповрежденно и нерушимо хранит в себе все,
чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в
Священном Писании и Священном Предании.
Эту веру свято чтили и защищали на Церковных Соборах и в своих
творениях святые отцы и учители Церкви. Ею они (святые отцы)
спасались и прославлялись. Поэтому она и называется верой
отеческой.
Как подлинно истинная и спасительная, дающая нам благодатные
силы “яже к животу и благочестию”, она называется еще
правоверием или Православием.
Как видим, братие и сестры, Православие наше зиждется на
прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя,
апостолов, святых отцов Вселенских Соборов, на вековом опыте
духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников
Божиих — мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и
прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной
свидетельствуют об истинности и спасительности Православной
веры.
Этой верой спасались и все наши благочестивые предки, завещав
нам, как зеницу ока, хранить эту веру и спасаться ею. Называется
наша вера Православной еще и в отличие от веры католиков и
протестантов, отклонившихся от единого ствола веры апостольской,
отеческой, Православной.
Существеннейшая черта нашего Православия заключается в том, что
христианство для него является не теорией, а самой жизнью во
Христе, по заветам евангельским и церковным установлениям.
Основу этой веры составляет сердечная, глубокая, живая вера в
Живого Триипостасного Бога — Творца неба и земли, Вездесущего,
Всевидящего, Всемилостивого, всегда готового нас обличить (через
укоры нашей совести), и прийти к нам на помощь (через нашу
молитву), и ниспослать благодать любви и прощения (через
Таинства).
Второй основой нашего Православия является вера в Иисуса Христа
как Сына Божия и Искупителя мира. Вера в то, что Он вместе со
Святым Духом (и не без участия Отца Небесного) и призывает, и
освящает, и просвещает, и умудряет нас ко спасению, соединяясь с
нами в Таинстве Святого Причащения.
Третьей основой нашей Православной веры является вера в будущую,
загробную жизнь, в единство Церкви земной и небесной, в
ходатайство за нас Богоматери и всех угодников Божиих.
Четвертой основой являются наша христианская любовь, братство и
милосердие друг ко другу как членов единой семьи, единого тела —
Церкви Христовой.
Пятой основой является она сама — эта Церковь Христова, ее
Священное Предание, ее установление, богослужение. Таинства,
обряды, творения святых отцов, постановления и правила
Вселенских и Поместных Соборов и весь многовековой благодатный
опыт жизни во Христе и ее руководства ко спасению своих верных
чад. Зиждительной силой Церкви является Дух Святой, со дня
Пятидесятницы живущий в ней. Всем нам, братие и сестры, полезно
время от времени проверять себя, православны ли мы,
удовлетворяем ли требованиям, предъявляемым нам
Матерью-Церковью. Остановимся несколько подробнее на значении
для нас, для нашего спасения Святой Православной Церкви.
Посмотрите, как она (Православная Церковь) помогает нам в нашем
спасении. Она освящает наше появление в мир Таинством Крещения,
сопровождает нашу жизнь благодатными дарами других Таинств и
молитв. Напутствует нас в мир иной своими дивными песнопениями,
разрешительными молитвами и благословлениями. Вся жизнь наша —
от колыбели до могилы — проходит под ее святым руководством и
благословением. Особо ощутительно ее значение в общественной
молитве (в храме) и в руководстве нашей духовной жизнью.
Это она, благолепно украшая наши дивные храмы святыми иконами,
располагает нас к молитвенному возношению наших душ и сердец ко
Господу Богу. Это она услаждает, духовно питает и захватывает
наши души глубоким смыслом и стройностью своих богослужений. Это
она освящает и укрепляет благодатию своих молитв и Таинств наши
немощные, сиротливые души.
Это она же выделяет для нас на каждой неделе особые дни (среду и
пятницу) для поста и покаяния. В течение года выделяет особые
времена — четыре поста для той же цели.
Вот уже прошла неделя, как мы вступили во дни святой
Четыредесятницы.
Православная Церковь все делает для того, чтобы душа наша
дрогнула и затрепетала в эти великие святые дни, чтобы
почувствовала мерзость своей греховности и воспламенилась жаждой
очищения, обновления, освящения.
Покаянными великопостными службами, их трогательными напевами,
молитвами, коленопреклонениями она (Святая Церковь) зовет нас к
покаянию и примирению с Богом. Ни в какое другое время Господь
не бывает так близок к нашей скорбной душе и страждущей совести,
не “стучит” так в наше сердце (Откр. 3, 20), как именно в эти
святые дни.
И все мы знаем, что, только строго проведя Великий пост, только
очистив, освятив свою душу покаянием, мы встретим радостно и
торжественно и Пасхальную ночь, когда обновленная и воскресшая
душа наша со всей вселенной ликующе запоет гимн воскресшему
Спасителю и не будет знать, где она находится — на небе или на
земле.
Кто создает и создаст для нас это невыразимое блаженство, эту
небесную радость? Это все она — наша Православная Церковь,
носительница и хранительница нашего Православия.
Будем же, возлюбленные братие и сестры, как наши благочестивые
предки, хранить наше Православие, будем жить и спасаться им и с
честью носить великое имя православного христианина. Аминь.
|