Поделись ссылкой с друзьями |
|
Неделя Крестопоклонная
В
третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после
Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения
верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему
покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта
песня поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет
в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы
напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и
укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест
остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он
после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому
третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются
"крестопоклонными".
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым
деревом, так и православные христиане, совершая духовное
путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в
середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться
сил для дальнейшего пути, объясняется в "Синаксарие". Или как
перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют
его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет
Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.
"Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест
- царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов
слава и демонов язва". Так объясняет одно из церковных
песнопений значение креста для всего мира. "Тростию креста,
обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи,
по-царски подписал нам прощение грехов" - говорится в одной из
стихир праздника.
Митрополит Антоний Сурожский:
Проповедь в Крестопоклонную неделю 25 марта 1984 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Словами
Священного Писания мы провозглашаем, что Господь Иисус Христос
есть Царь, Пророк и Первосвященник всей твари.
Господь научил нас, что в христианской Церкви и царстве царь –
не тот, который силой подчиняет себе других, чтобы привести их в
безусловное и рабское послушание, но тот, кто служит другим и
отдает жизнь свою за других. И святой Иоанн Златоустый учит, что
всякий может править народом, но только царь может положить свою
жизнь за народ свой, потому что он так отождествляется со своим
народом, что у него нет ни существования, ни жизни, ни цели,
кроме как служить своему народу всей своей жизнью, а если нужно
– и смертью.
И сегодня, поклоняясь Кресту Господню, мы с новой силой можем
понять, с новой глубиной можем уловить, что означает царское
достоинство и служение Господа нашего Иисуса Христа: оно
означает любовь такую всецелую, такую совершенную, что Христос
может позабыть о Себе совсем, неограниченно; позабыть о Себе до
такой степени и отождествить Себя с нами так, что Он
соглашается, в Своем человечестве, утратить чувство Своего
единства с Богом, с источником вечной жизни, – больше того: с
вечной жизнью в Себе Самом, и соединиться с нашей мертвостью, с
нашей смертностью. Такая любовь делает Господа Иисуса Христа
нашим достойным Царем; перед такой царственностью преклоняется
всякое колено (Флп. 2, 10)... И потому что Он таков, Он может
быть и Первосвященником всей твари. Первосвященники языческого
мира, первосвященники в Израиле совершали жертвоприношения, с
которыми они отождествляли себя лишь в переносном смысле,
символически, ритуально. Господь же Иисус Христос принес в
кровавую жертву Самого Себя, хотя в Нем не было ничего, что
осуждало бы Его на ту смерть, которую Он взял на Себя. Не
говорит ли он в Своей Первосвященнической молитве, в присутствии
и общении с учениками: Приближается князь мира, противник, и во
Мне он не имеет ничего... Во Христе нет ничего, что принадлежало
бы области смерти и греха. И Отцу Своему Он говорит: Я освящаю
Себя за них, в священное жертвоприношение за Мой народ...
Первосвященник, Сам принимающий заклание, освобождает все
остальные твари от ужаса кровавого жертвоприношения, но тем
самым и ставит нас перед бескрайностью, бездонной глубиной любви
Божественной, которую иначе мы не могли бы себе и помыслить:
Жизнь, соглашающаяся быть истощенной, Свет, соглашающийся быть
угашенным, Вечность, соглашающаяся умереть смертью падшего
мира...
И поэтому Слово Божие может говорить нам как Пророк. Пророк – не
тот, кто предвещает будущее; пророк – тот, кто говорит от Бога.
Одна из книг Ветхого Завета говорит, что пророк –это тот, с кем
Бог делится Своими мыслями. Христос может не только говорить от
Бога, но воплощает в действии, воплощает в Своей жизни и в Своей
смерти любовь Божию жертвенную, всецелую, совершенную,
отдающуюся.
Вот почему почитание Креста – такое диво в опыте Церкви. Мы не
будем никогда способны опытно узнать, что значило для Христа
умереть на кресте, и даже наша собственная смерть не поможет нам
понять, чем была смерть для Него: как Бессмертие может умереть?
Но мы можем научиться, смелым и беззаветным усилием приобщаясь
все более глубоко, все более совершенно жизни, и учению, и путям
Христовым, можем научиться любить такой любовью, которая все
больше и больше приближается к этой любви Божественной, и через
нее познать то свойство, которым смерть – как забвение себя,
всецелое и совершенное – соединяется с победой любви,
воскресением и жизнью вечной. Аминь.
17 марта 2012 года
материалы по теме:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...
Другие способы внести пожертвование
|