|
||||||
Великий Четверток
12 апреля - Великий Четверток. В этот день на богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть. В Свято-Стефановском кафедральном соборе города Сыктывкара состоялся чин омовения ног, на котором Правящий архиерей Сыктывкарской и Воркутинской епархии Преосвященнейший епископ Питирим омыл ноги 12 священникам. На вечернем богослужении было совершено чтение 12 Страстных Евангелий, рассказывающих о вольных страданиях Господа и Бога нашего Иисуса Христа. По окончании богослужения епископ Питирим обратился к молящимся с проникновенной проповедью, которая никого не оставила равнодушным.
Воспоминание Тайной вечери
В
день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было
заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да
прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус
Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников –
Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень
законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью
Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими
учениками в большую, устланную, готовую горницу одного
Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве
Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но
любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов,
Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги
и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я
сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно
говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл
ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам
пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Протоиерей Г.С. Дебольский, Евангелие от Матфея
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и
когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас
предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему,
каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ:
опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын
Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку,
которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку
не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли,
Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. Мф. 26, 21-3 Толкование на святого евангелиста Матфея Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. Во самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается безкровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною кровью, и через это соединяет нас с Собою. Размысли же, что Он родился от вашего естества. Но ты скажешь: это не ко всем относится. Напротив, ко всем. Если Он пришел к нашему естеству, то очевидно, что пришел ко всем; а если ко всем то и к каждому в отдельности. Почему же, ты скажешь, не все получили от этого пользу? Это зависит не от Того, Который благоволил совершить это для всех, но от тех, которые не восхотели. С каждым верующим Он соединяется посредством таин, и сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться безпечности. Не видите ли, с какою готовностию младенцы берит сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, – или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа; и одна только у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщаемся этой пищи. Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, кто не таковы. Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ни чем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; отсуда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих – это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти на встречу Жениха. Взявши этот елей, выйдем от сюда. Не должен приступать сюда ни один безчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом – ни один нечистый. Святитель Иоанн Златоуст
Источник: Православие.ru 13 апреля 2012 года
|
||||||
|
||||||