На главную страницу

Поделись ссылкой с друзьями

Официальное заявление Епархиального совета
по поводу состояния дел в приходе «Спаса Нерукотворного» г. Печора

В связи появившимися оскорбительными и клеветническими в отношении Сыктывкарской и Воркутинской епархии публикациями на ряде интернет-порталов, а также неподчинением указам Правящего архиерея в отношении клириков и членов приходского совета прихода храма «Спаса Нерукотворного» г. Печора, Епархиальный совет считает необходимым заявить следующее.

Согласно Устава Русской Православной Церкви (глава Х п. 18 к) епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим отстранил от должности настоятеля прихода иерея Константина Качура.

Первым поводом для подобного шага послужила жалоба в Московскую Патриархию прихожанки храма Ефименко Е.Б. на неправомерные действия священника Константина Качура и отказа в совершении Таинства Крещения младенцу в приходе без ссылок на канонические препятствия.
Данная жалоба была рассмотрена на заседании Епархиального совета от 16 декабря 2010 года, на котором был заслушан иерей Константин Качур, благочинный Интинского церковного округа протоиерей Василий Потрясов, а также священник Печорского Скоропослушнического женского монастыря иеромонах Богдан (Долин). Кроме поступившей жалобы к иерею Константину Качуру были высказаны ряд существенных замечаний по поводу его пастырской практики. Иерей Константин вел себя на заседании Совета непочтительно, постоянно вступал в пререкания с членами Епархиального совета, не воспринимая сделанные членами Епархиального совета замечания.

После обсуждения существующего положения на приходе Епархиальный совет принял следующее решение:
1) признать, что факт отказа в совершении Таинства крещения дочери Ефименко Е.Б. имел место;
2) признать неправмерными действия иерея Константина Качура в отношении младенца, недопущенного с родителями и крестными родителями к Таинству крещения;
3) Указать иерею Константину Качуру на недопустимость впредь допускать подобные ошибки в своей пастырской практике, обратить особое внимание на необходимость совершенствовать свою теоретическую богословскую и каноническую подготовку;
4) Иерею Константину Качуру в обязательном порядке проводить огласительные беседы перед совершением Таинства крещения, дабы предупреждать подобные инциденты;
5) В связи с возникающими недоразумениями в отношениях с благочинным Интинского церковного округа священника Константина Качура отстранить от обязанностей помощника благочинного Интинского церковного округа.
Копия Протокола Епархиального совета была направлена в Московскую Патриархию как приложение к годовому епархиальному отчету за 2010 год.

Данная жалоба стала поводом для внимательного изучения жизнедеятельности прихода, в ходе которого были выявлены следующие серьезные нарушение в пастырской практике св. Константина Качура, а также нарушение им Устава Русской Православной Церкви:
1. Таинство крещения над женщинами совершалось иереем Константином Качуром с каноническим нарушениями, с требованием к женщинам полного их обнажения (свидетельства прот. Димитрия Лубянских);
2. Уже во время чинопоследования Таинства иерей Константин Качур требовал от женщин признания в использовании ВМС, это служило причиной отказа в совершении Таинства, причем с женщинами не проводилось никакой предварительной разъяснительной катехизаторской работы и необходимой в таких случаях особой огласительной подготовки к Крещению (жалоба Ефименко Е.Б. и свидетельские показания Сидельниковой О.Н.);
3. Деятельность воскресной школы прихода велась также с серьезными нарушениями и вызывала ряд недоуменных вопросов. Входные лестницы и подъемы на второй этаж не были оборудованы согласно существующим требованиям МЧС и ГО. В классе воскресной школы была оборудована барная стойка, а в баре находилось постоянно большое количество алкогольных напитков. В помещении воскресной школы находилось две спальни, оборудованные для неизвестных причин, а ведь учениками школы были дети из детских учреждений опеки и попечительства. Это очень насторожило благочинного церковного округа. Существующее странное положение замалчивалось самими преподавателями воскресной школы.
4. Строительство приходского комплекса велось с большими нарушениями, не соответствуя проекту, созданному в НПЦ « Арххрам», без технического надзора за строительством. Использовались строительные материалы, бывшие в употреблении (кирпич, плиты перекрытия, бетонные блоки), также без соответствующей технической экспертизы, что может впоследствии представлять угрозу жизни гражданам, которые будут находиться в помещениях прихода. Не оформлялись должным образом приобретение и получение строительных материалов, что создавало возможность для серьезных финансовых злоупотреблений.
5. Строительная площадка храмового комплекса не была ограждена забором по существующим требованиям. На его территорию свободно проникали посторонние люди, распивая спиртные напитки и оскверняя храмовый комплекс.
6. В приходе не велась инвентаризационная книга, не велся учет церковного имущества согласно распоряжениями Священного Синода и указам Правящего архиерея. Не проводилась ежегодная инвентаризация имущества. Первая инвентаризация была совершена уже после снятия с должности настоятеля направленной на приход ревизионной комиссией.
7. В приходе не проводились ежегодные приходские собрания (гл.I X п.36) , не было протоколов и заседаний Приходского совета. В Епархиальное управление и Управление юстиции РФ по РК не представлялись протоколы об утверждении состава Приходского совета и ревизионной комиссии. Практически и юридически согласно Уставу прихода РПЦ они были нелегитимны (гл. IX, п. 41).
8. Ревизионная комиссия, возглавляемая О. Петуховой, также не проводила регулярных ревизий имущества и денежных средств согласно Приходскому уставу и Уставу РПЦ (гл. IX, п. 58 б,в). В приходе отсутствуют акты ревизионной комиссии. Первая уставная ревизия была совершена комиссией Епархиального управления уже после снятия настоятеля (гл. IX, п.56).
9. Без благословения Правящего архиерея иереем Константином с родственниками в городе было открыто несколько лавок по продаже церковной утвари, никакого учета по их деятельности в приходе не велось, что дает возможность говорить о возможных финансовых злоупотреблениях.
10. Епархиальные взносы на социальное служение и благотворительность, а также взносы на общеепархиальные нужды выплачивались в крайне ограниченном количестве, не соответствующем доходам храма;
11. Алтарная часть храма была в запущенном состоянии (закопченный потолок и стены, неухоженная церковная утварь), вновь назначенному настоятелю пришлось срочно делать ремонт Алтаря храма, чтобы в достойных условиях совершать богослужения.
12. Зато в блистающем состоянии содержалась церковная лавка. Цены на утварь, книги, другие культовые принадлежности в церковном киоске были явно завышены и превышали в 1,5-2 раза цены женского монастыря, находящегося в этом же городе;
13. Казначей прихода Е. Качур практически самоустранилась от деятельности, ею не подписывались финансовые документы, они отправлялись за подписью только настоятеля прихода иерея Константина Качура, что противоречит Уставу РПЦ (гл. IX, п. 51). Не перечислялись взносы в Пенсионный фонд на ряд работников прихода, в том числе на самого казначея Е.Качур.
14. Приходские финансовые отчеты в Епархиальное управление представлялись бед подписей и печатей настоятеля и казначея. Не представлялись в Епархиальное управление ежеквартальные финансовые отчеты согласно Указу Правящего архиерея.
15. В приходе не исполнялись решения Архиерейского собора о выделении ответственного работника за социальное служение.
16. Трудовые договоры с работниками храма были оформлены со значительными нарушениями;
Серьезные опасения вызывало и нравственное состояние настоятеля прихода иерея Константина Качура, им допускалась клевета в отношении монахинь Печорского Скоропослушнического женского монастыря и запугивание штатных священников обители. Также иерей Константин Качур систематически распространял клевету в отношении Правящего архиерея Сыктывкарской и Воркутинской епархии, почетного гражданина города Печоры, о чем свидетельствуют показания многих жителей города.
На приходе сформировалась совершенно невыносимая психологическая атмосфера, когда по приказу настоятеля подслушивались разговоры членов причта и прихожан. Узнавая какие-либо подробности разговоров, иерей Константин запугивал и шантажировал прихожан храма. По свидетельству очевидцев иерей Константин Качур устанавливал в помещениях прихода даже подслушивающие устройства, что является нарушением Конституции РФ, ст. 23.

Правящим архиереем во время посещения им Печорского прихода неоднократно указывалось иерею Константину на недостатки в его деятельности, однако он так и не внял увещаниям Правящего архиерея.

Даже этот неполный перечень нарушений является серьезным основанием для принятого Правящим архиереем решения об отстранении от должности настоятеля прихода «Спаса Нерукотворного» г. Печора иерея Константина Качура.

Но священник Константин Качур не подчинился Указам епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, нарушив Устав РПЦ (гл. IX, п. 20 г) и данную им при рукоположении присягу, спровоцировав акции неповиновения, а также проведение самовольных приходских собраний, что является еще одним серьезным каноническим нарушением. Им с группой родственников и бывших членов приходского совета и ревизионной комиссии создавались препятствия вступлению в должность нового настоятеля, а также проведению приходских богослужений и культовых обрядов, запугивались физической расправой вновь назначенные на приход священнослужители. Неблагочестивое поведение бывших членов Приходского совета и ревизионной комиссии говорит о незнании ими устава прихода и устава Русской Православной Церкви, что также является серьезным упущением в деятельности бывшего настоятеля прихода иерея Константина Качура.

После кратковременного запрещения в служении иерей Константин Качур был вновь допущен к исполнению обязанностей настоятеля двух приходов Печорского района в пп. Каджером и Чикшино с обязательным отчетом о своей деятельности благочинному церковного округа и Правящему архиерею. Однако священник Константин Качур до сего дня отказывается от общения, как с благочинным церковного округа, так и с Правящим архиереем, не отвечая на телефонные звонки и письменные увещания.

Такое поведение священника Константина Качура можно расценить как раскольническую и антиканоническую деятельность, порочащую священный сан и вводящую в соблазн православных христиан.

Новому настоятелю и вновь избранному составу Приходского совета и ревизионной комиссии предстоит совершить огромную работу для устранения выявленных недостатков в «деятельности» бывшего настоятеля и возглавляемого им Приходского совета.

Подписи членов Епархиального совета:

Архимандрит Филипп (Филиппов), секретарь епархии,
настоятель Свято-Казанского храма в Кочпоне;

Митрофорный протоиерей Владимир Дунайчик, благочинный Сыктывкарского церковного округа, настоятель Свято-Преображенского храма в Эжве;

Протоиерей Михаил Козак, духовник епархии,
настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в Давпоне;

Протоиерей Феодор Федько, проректор Духовного училища по учебной части;
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Сыктывкар

Иерей Андрей Мартынов, заведующий канцелярией, референт  

 27 июня 2011 года

 

На главную страницу