Поделись ссылкой с
друзьями |
|
Казанская икона Божией Матери
4
ноября Русская Православная Церковь молитвенно отмечает праздник в
честь Казанской иконы Божией Матери, которая пользуется в России беспримерным почитанием.
Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее
вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью
смотрел на юных христиан. Ныне в Москве на Красной площади вновь
стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный было в
середине 1930‑х и возрожденный уже в наши дни по чертежам,
сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем
Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и
неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю
Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы. Возвращен
Церкви и Казанский собор в северной столице, в котором покоится прах
фельдмаршала Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к
русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для
России годы и испытания.
Уже на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна
Васильевича в 1552 году монаршим повелением заложен был собор во имя
Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская
епархия и прислан первый казанский владыка, святитель Гурий.
Смиренной ревностию, а не силою шло присоединение к Церкви
обращаемых в православную веру магометан. Но спустя четверть с
лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину
казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане
заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром
показал Свой гнев на них. «Вера Христова, - замечал летописец, -
стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие
Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене явилась во сне
Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону.
Девочке долго не верили, но вот 8 июля по христианскому
летоисчислению, устав от бесплодных хождений по градским властям,
мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной
месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого
сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что
написана.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского,
настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх
Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность православию и
причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил первое
описание явления Казанской иконы к царю в Москву вместе с точным
списком обретенной иконы.
Царь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на
сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми
приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен
для хранения Казанской обширный собор, в обитель делались обильные
вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими
дарами – золотом, драгоценными камнями, жемчугом.
Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую
ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая
с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для
Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор,
разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но
к тому времени иконы здесь уже не было.
Божиим промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне
Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через
открытое взятием Казани окно в Азию православие просветило всю
Сибирь и дошло, вместе с государством Российских, до берегов Тихого
океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение
Пречистой чрез Казанскую Ее икону.
Но вот в ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей
во главе с некиим В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор,
привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда же святотатцев
поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было.
Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали
ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле
она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической
слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление
противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привели.
Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным,
после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки.
Уже в 1960‑х на Западе действительно появилась Казанская икона в
драгоценной ризе; но образ этот оказался мастерски исполненным уже в
нашем столетии списком, но вот риза на нем, судя по всем
свидетельствам, подлинная – та самая, что была на пропавшей в 1904
году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить
этот образ, 8 декабря он даже выставлялся для молебна в бостонском
православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства
не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была
куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в
португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.
Но если так, если не была распилена подлинная риза, то могла
сохраниться и первообразная Казанская, во что верили и продолжают
верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин,
многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о
чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе
злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому
веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые
горячие и искренние мольбы всей России…
Доподлинно же известно другое. Все время, пока первообраз Казанской
красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не
угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло
поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из
первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и
разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости
Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя и, быть
может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась
благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие,
сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом
государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа
и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то
земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22
октября 1612 года православное воинство вошло в московский Кремль, и
этот день также посвящен Казанской иконе.
Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы.
В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы
совершили торжественный крестный ход на Лобное место с этой
Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они воочию убедились.
Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По
размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани
первообраза. Когда в 1930 году был закрыт только что
отреставрированный П.Д. Барановским на средства прихожан собор на
Красной площади (в 1936‑м его разрушат), эту Казанскую перенесли в
ставший кафедральным собором града Москвы (после осквернения Храма
Христа Спасителя еретиками-обновленцами) храм Богоявления в
Дорогомилове, у Киевского вокзала. Но и он к концу 1930‑х был закрыт
и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись где‑то в
музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны
патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в
Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с
Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже
сопровождал ополчение 1612 года, однако это не чудотворный образ из
собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан,
образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра
имени Грабаря (ВХНРЦ). И не умолкают перед ним слова народной
молитвы…
Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени
обретения чудотворного образа Казанской, ‑ петербургского. Он
появился в северной столице в 1710‑х и был, скорее всего, привезен
на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой
царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730‑х петербургская Казанская
неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшею и
любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в
храме Рождества Богородицы на Невском проспекте, а к 1811 году на
его месте был выстроен новый Казанский собор.
Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I
назначил главнокомандующим Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в
действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор
перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!».
Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования,
и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же
Казанском соборе.
А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских
церквах серебро, поднесли его в дар Казанской – в соборе стоял литой
из этого серебра иконостас с надписью «Усердное приношение Донского
войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты
монументы Кутузову и Барклаю. 17 марта 1922 года этот иконостас был
разобран, большевики забрали 129 пудов серебра и 37 с лишним фунтов
золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и
украшения с самой Казанской иконы.
Спустя год, в 1923‑м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных
властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский
собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сперва в
церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940‑го – у
правого клироса Князь‑Владимирского собора на Петроградской стороне,
где пребывает и по сей день.
Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени
к своему первообразу из Казани, явила в годы последней войны еще
одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел
видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским
властителям Свою волю: обнести чудотворный образ Казанской иконы
вокруг окруженных фашистами городов. По преданию, перепуганные
военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить.
Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город
на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими
почестями (многие из горожан решили, по обилию машин и стражи, что к
ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый
восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен
Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда
чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.
Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской:
Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская,
Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская;
местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и
семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.
Несколько Казанских икон были особенными святынями старообрядцев. В
ночь на 22 января 1676 года, накануне штурма Соловецкой обители, не
отказавшейся от древлего благочестия, схимник Арсений молился перед
образом Казанской, бывшим некогда домашней иконой царя Алексея
Михайловича и еще до никоновских реформ подаренным царем соловецким
инокам. В «тонком сне» схимник увидел, как образ поднялся в воздух и
удалился прочь от осажденного монастыря. После разгрома обители
Арсению удалось бежать из узилища и уже на материке, при молитве в
лесу он узрел тот самый образ, который поплыл по воздуху «никем не
носим» и привел схимника в нижегородское Заволжье, в Чернораменские
леса. Там, где остановилась эта Казанская, Арсений устроил
знаменитый Шарпанский скит, где икона пребывала до 1849 года, когда
была отнята известным писателем, а по основной своей службе «борцом
с расколом» П.И. Мельниковым-Печерским. После этого весь
старообрядческий Керженец настигли лютые гонения и разорение.
Отобранная же Казанская до 1917 года находилась в единоверческом
Керженском Благовещенском монастыре, а затем пропала – столь же
бесследно, как и ее первообраз. По преданию, ныне эта икона хранится
в благочестивой семье в Нижнем Новгороде. Еще одна чудотворная
Казанская, явившаяся в конце XVIII столетия в подмосковным Гуслицах,
и поныне пребывает в старообрядческом храме села Губино (близ
Орехова‑Зуева) и часто гостит в Покровском соборе на Рогожском
кладбище.
Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных
иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим
заступничеством спасалось и спасается Отечество наше, «Дом Пресвятой
Богородицы». Никогда не умолкает в нем тропарь Казанской иконе:
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!
За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши
спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о
Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех
обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною
душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами,
и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем
полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный
покров рабом Твоим.
Надежда Дмитриева. Из книги "О Тебе радуется!"
Источник:
Православие.ru
|